Контрольная работа: Методы и модели принятия решений
СОДЕРЖАНИЕ
1. Методы и модели принятия решений в организации учета, анализа и контроля на малых предприятиях
2. Методы и модели принятия решений в формировании концептуальных направлений учета и анализа на арендных предприятиях
Литература
1. Методы и модели принятия решений в организации учета, анализа и контроля на малых предприятиях
Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия и организации всех форм собственности, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период находится в пределах до 100 человек, за исключением предприятий торговли, общественного питания и предприятий по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период не должна превышать 50 человек.
Среднесписочная численность работников субъекта малого предпринимательства за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству согласно действительно отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Любое решение является неотъемлемой частью волевого действия по достижению заранее поставленных задач и целей. Также решение можно рассматривать как способ достижения целей, выбранных волевым действием.
Таким образом, управленческое решение – результат мыслительного волевого действия, предполагающего предварительное осознание целей и средств действия, всех «за» и «против», предшествующий фактическому физическому действию. Поскольку каждое управленческое решение есть результат конкретной управленческой деятельности менеджера, то его смело можно назвать основой всех систем управления. Действительно, перед осуществлением какого-либо действия вольно или невольно, осознанно или неосознанно принимается решение о порядке и ходе его проведения.
Принятие управленческого решения предполагает предварительное осознание средств, моделирование действий и представляет собой процесс, состоящий из отдельных процедур. Некоторые авторы определяют управленческие решения как творческий акт субъекта управления, определяющий программу действий коллектива по эффективному разрешению объективно назревшей проблемы на основе четкого представления законов функционирования управляемой системы и анализа информации по ее состоянию. Под управленческим решением также можно понимать одно из следующих направлений:
Продукт управленческого труда в виде реакции организации на некоторую объективную или перспективную проблему.
Выбор какого-либо набора действий из нескольких вариантов.
Выбор предварительно осмысленной цели или целевого направления, средств и методов достижения целей организации.
Выбор способа действий, обеспечивающего заранее определенный положительный исход той или иной операции.
Таким образом, вполне закономерным является понимание решения как некоего процесса, так как оно обычно осуществляется в несколько этапов. Не менее логичным является описание управленческого решения как законченного результата, являющегося предписанием к действию.
Поскольку любое решение есть волевое действие, то должны существовать объект и субъект принимаемого решения. В качестве объекта обычно выступает организация. Субъектом управленческого решения является лицо, чье решение является окончательным, решающим и обязательным для исполнения. Таким образом, в теории управленческих решений имеется особый термин: так называемое Лицо, Принимающее Решения, сокращенно ЛПР. Это тот, на ком лежит ответственность за принятое решение, тот, кто подписывает приказ или иной документ, в котором выражено решение. Обычно это генеральный директор или председатель правления фирмы, командир воинской части, мэр города и т.п., словом - ответственный работник. Но это не значит, что ЛПР это всегда единоличный субъект управления. Иногда может быть и коллективный ЛПР, как в случае с Государственной Думой Российской Федерации или советом директоров акционерных обществ. При этом выявление ЛПР обязательно. Именно его достоинства и недостатки являются причиной успехов и провалов в деятельности организации. Хотя проект решения готовят специалисты, как говорят, "аппарат ЛПР", часто вместе с сотрудниками иных отделов и сфер. Но ответственность все равно лежит на ЛПР, а не на участниках подготовки решения.
Помимо субъекта управления у любого управленческого решения есть среда, в которой оно принимается. Для принятия любого решения, прежде всего, необходима информация. Но все субъекта предпринимательства имеют различную предельную способность к получению информации, которая часто определяется высокой стоимостью получения каких-либо данных. Если входящая информация является объективной, и ее можно получить в принципе, то информация о последствиях принимаемых решений по природе субъективна, и получить ее гораздо сложнее. Поэтому управленческим решениям присущи неопределенность – отсутствие необходимой для принятия максимально эффективного управленческого решения информации, и риск – вероятностная угроза потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате принятия управленческих решений.
Любое управленческое решение характеризуется следующими признаками:
Возможность выбора из нескольких вариантов, чаще всего альтернативных. В противном случае, при безысходности, когда невыполнение какого-либо действия невозможно, или когда субъект управления никоим образом не может повлиять на ситуацию, отпадает необходимость принимать решение. Примером обязательности исполнения может служить приказ начальника, то есть решение, принятого другим лицом. При этом за работником остается выбор, выполнить или не выполнить приказ руководителя. Примером невозможности повлиять на ситуацию является необходимость попасть с какое-либо место через максимально короткий срок. В этом случае нет иного, альтернативного, действия, кроме как воспользоваться услугами авиационных перевозок.
Наличие предварительно поставленной цели. Только полностью случайные события не имеют целевых предпосылок. По всех остальных случаях ЛПР заведомо представляет себе ожидаемый конечный результат, которого, при этом, не всегда удается достичь.
Необходимость воли ЛПР при выборе данного решения. То есть ЛПР должен быть желать данного управленческого решения, даже если оно продиктовано объективной необходимостью, идущей в разрез с его собственным мнением. Иначе, ЛПР просто не примет подобного решения.
Принятие управленческого решений означает разрешение проблемной ситуации, которая представляет собой такое взаимодействие человека как субъекта мышления и объекта, при котором возникает противоречие между имеющимися знаниями и способами действия на основе потребности в новых знаниях о внешних условиях и актуальных элементах среды. Каждая проблемная ситуация включает следующие компоненты:
1. познавательную потребность, и в этом аспекте проблемная ситуация – это состояние субъекта;
2. интеллектуальные возможности;
3. неизвестные знания или проблему-задачу.
Именно сочетание этих трех компонентов отличает проблемную ситуацию от различных познавательных. Выделяют три варианта таких ситуаций:
а. когда человек знает то, что он знает, – в этом случае нет проблем, нет и необходимости в мышлении;
б. когда он не знает, что он не знает, – в этом случае можно говорить о будущих научных проблемах, которые еще не встали перед человеком;
в. когда он знает то, что он не знает. В этом случае он имеет дело с подлинной проблемной ситуацией. Одна из ее особенностей и состоит в том, что человек может, опираясь на свои резервы, вычленить задачу или проблему и найти ее решение. Принять решение в управлении еще означает сформулировать цель, поставить теперь эту задачу для субъекта исполнения, дать общее направление и наметить программу действий, открытую для коррекции.
Принятие решений в ряде случаев приобретает специфические признаки в зависимости от вида проблемной ситуации и условий управленческой деятельности. Различают три вида проблемных ситуаций:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--