Контрольная работа: Методы и средства защиты информации от несанкционированного доступа. Методы и средства защиты от компьютерных вирусов
Содержание
Введение
Необходимость и потребность в защите информации
Основные понятия
Угрозы безопасности
Каналы утечки и несанкционированного доступа к информации
Модель нарушителя
Методы и средства защиты
Принципы проектирования системы защиты
Заключение
Список литературы
Введение
В нашей стране с начала 90-х годов начала строиться совершенно новая финансово-кредитная система, произошло становление новых форм собственности, в том числе и интеллектуальной собственности. Еще не так давно вся собственность нашей страны (тогда еще СССР) была государственной. Промышленность страны была в той или иной степени на "военных рельсах", поэтому промышленные секреты были военными и охранялись нашей мощной системой спецслужб.
Сейчас ситуация кардинально изменилась. Отдельные частные компании ведут свои научные разработки, в каждой организации автоматизирована система бухгалтерского учета - все это и многое другое разрабатывается, обрабатывается и хранится при помощи компьютеров. А для передачи данных используются компьютерные сети. Само собой разумеется, такая информация может быть интересна для конкурирующих организаций, а значит, появляется проблема ее защиты. Но под "защитой информации" следует понимать не только спектр технических мероприятий - программных и аппаратных, но и законодательных. Казалось бы, такая мелочь, но это важно с двух точек зрения. Во-первых, защита законом прав, свобод и собственности - необходимые условия построения правового государства. И, во-вторых, при поимке "компьютерных злоумышленников" появляется дилемма: что с ними делать, ведь предать их правосудию невозможно, т.к. все, что не запрещено законом, - разрешено.
На сегодняшний день, юридически сформулированы три принципа информационной безопасности, которая должна обеспечивать:
- целостность данных;
- конфиденциальность информации;
- доступность информации для всех зарегистрированных пользователей.
Поясним содержание первого пункта. Здесь подразумевается защита данных от умышленного (вирусы) или неумышленного повреждения, уничтожения, доступа к ней посторонних.
Необходимость и потребность в защите информации
Жизнь современного общества немыслима без современных информационных технологий. Компьютеры обслуживают банковские системы, контролируют работу атомных реакторов, распределяют энергию, следят за расписанием поездов, управляют самолетами, космическими кораблями. Компьютерные сети и телекоммуникации предопределяют надежность и мощность систем обороны и безопасности страны. Компьютеры обеспечивают хранение информации, ее ' обработку и предоставление потребителям, реализуя таким образом информационные технологии.
Однако именно высокая степень автоматизации порождает риск снижения безопасности (личной, информационной, государственной, и т.п.). Доступность и широкое распространение информационных технологий, ЭВМ делает их чрезвычайно уязвимыми по отношению к деструктивным воздействиям. Тому есть много примеров. Так, каждые 20 секунд в США совершается преступление с использованием программных средств, 80% этих преступлений, расследуемых ФБР, происходит через сеть Internet. Потери от хищений или повреждений компьютерных сетей превышают 100 млн. долл. в год.
Субъекты производственно-хозяйственных отношений вступают друг с другом в информационные отношения (отношения по поводу получения, хранения, обработки, распределения и использования информации) для выполнения своих производственно-хозяйственных и экономических задач. Поэтому обеспечение информационной безопасности - это гарантия удовлетворения законных прав и интересов субъектов информационных отношений. В дальнейшем субъектами информационных отношений будем называть государство (в целом или отдельные его органы и организации), общественные или коммерческие организации (объединения) и предприятия (юридические лица), отдельных граждан (физические лица).
Различные субъекты по отношению к определенной информации могут выступать в качестве (возможно одновременно):
источников (поставщиков) информации;
пользователей (потребителей) информации;
собственников (владельцев, распорядителей) информации;
физических и юридических лиц, о которых собирается информация;
владельцев систем сбора и обработки информации и участников процессов обработки и передачи информации и т.д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--