Контрольная работа: Методы обучения и умственное развитие детей дошкольного возраста
Содержание:
Введение 3
1. Из истории метода обучения 5
2. Понятие метода обучения 7
3. Классификация методов обучения 9
4. Выбор метода обучения 22
5. Умственное развитие в процессе обучения. 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
1. Введение
Важнейшая и непроходящая задача школы - добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки, применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, то есть содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков. Важной частью обучения является выполнения школьниками домашних заданий. Существенную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и симулирование учебно-познавательной деятельности, в каких бы формах она не протекала.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует учение, никакого обучения не происходит, а учащиеся лишь формально отсиживаются на занятиях.
Важнейшими задачами, которые необходимо решать в процессе обучения являются следующие:
· Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
· Организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями. Умениями и навыками;
· Развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
· Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
· Совершенствование учебных умений и навыков.
Поскольку обучение направленно на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей, необходимо обратиться к раскрытию этих понятий.
Говоря о сущности знания, нужно иметь в виду два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. Характеризуя знание как научное постижение сущности природных и общественных явлений, философ П.В. Копнин писал: «Знание – это совокупность идей человека, в которых выражено теоретическое овладение им предметом». В этом значении понятие «знание» в полной мере относится к учебному познанию. Его результатом также является теоретическое овладение обучающимися изучаемыми предметами. Но это овладение носит специфический характер и выражает не в открытии новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти, уметь воспроизводить и применять на практике, то есть сделать индивидуальным достоянием каждого обучающегося. Вот почему знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы).
2. Из истории развития методов обучения :
Метод обучения - категория историческая.
Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. Наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, например, трудовые, ученики овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы, членами которой они были.
С момента организации школ появились словесные методы обучения. Основным способом преподавания была передача учителем готовой информации с помощью письменного, устного, а позднее и печатного слова с последующим усвоением его учащимися. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – одной из главных задач образования.
В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают свое значение единственного способа передачи знаний учащимся.
Развитие получают методы наглядного обучения, методы, помогающие применять знания на практике.
На рубеже ХIХ – ХХ веков интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Большие надежды возлагались также на очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельности движения к знаниям. Однако этот метод требует слишком много труда и времени для получения результатов.
Все сказанное позволяет утверждать:
· Независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--