Контрольная работа: Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации
Введение
1. Методы генерации идей
2. Ликвидация тупиковых ситуаций
3. Экспертные методы
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.
Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива —"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".
Творческие методы (эвристические) применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.
Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование.
Предметом изучения является структура менеджмента, характерными признаками которого являются ситуационный подход, ситуационные факторы и модели поведения менеджера в условиях изменчивого рыночного окружения.
Объектом исследования является любая фирма, использующая ситуационный подход при принятии важных управленческих решений.
Цель контрольной работы: определить какую роль оказывает творческие методы определения факторов развития ситуации в принятии важных управленческих решений.
Задачи:
Определить какие существуют методы установления факторов развития ситуации.
В чём особенность методов генерации идей.
Как можно ликвидировать тупиковые ситуации.
Какова характеристика экспертных методов.
1. Методы генерации идей
Метод мозгового штурма (мозговая атака).
Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.
Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной профессиональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" — избежание критических замечаний.
Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" — это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей. [2]
Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и хода обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению участников.
При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование имеет в виду не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организации, которым придется реализовать принятые решения. Большинство членов группы должно быть не зависимо друг от друга, не связано с будущими исполнителями личными интересами.
При создании коллектива используется принцип состязательности; в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, что оживляет функционирование коллектива, повышает инициативу, творческий настрой остальных членов группы.
Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, самые утопические.
На этапе оценки критика и оценка производятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других областях деятельности.
Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:
• формулировка и переформулировка задачи;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--