Контрольная работа: Международный опыт реформ в сфере налогообложения доходов населения
ВВЕДЕНИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМ В СФЕРЕНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
ВЫВОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
В работе отражен международный опыт реформ в сфере налогообложения доходов населения в течение периода с начала 80-х годов XX ст. к настоящему времени в ведущих государствах мира - странах ОЕСР, ЕС и Восточноевропейского региона, проанализированы объективные и субъективные предпосылки для осуществления таких реформ и разные типы налогообложения, рассмотрены текущие и будущие тенденции изменений в этой сфере.
В течение последних 25 лет произошли масштабные налоговые реформы во многих странах мира. Пионерами этого процесса стали Великобритания (1984 и 1990 гг.) и США (1986 г.). Впоследствии эта тенденция распространилась на другие ведущие государства мира. В большей или меньшей степени произошли также такие реформы во всех без исключения странах ОЭСР, а в течение последнего десятилетия - и практически во всех странах ЕС и Восточноевропейского региона. С некоторыми предостережениями можно говорить о том, что процесс налогового реформирования в мире является перманентным, поскольку все время происходят если не фундаментальные изменения, то постоянный процесс совершенствования. Ежегодный отчет Всемирного банка и аудиторской компании "PriceV\feterhouseCoopers" -"PayingTaxes" - позволяет в этом убедиться.
Система налогообложения доходов населения, которая является неотъемлемой, а нередко и наиболее важной, составляющей любой системы налогообложения, тоже меняется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Демографические тенденции, глобализация, экономическая интеграция, системный экономический кризис как признак сегодняшнего дня - это неполный перечень факторов, обусловливающих необходимость реформ и изменений в системах налогообложения доходов населения разных стран.
Следовательно, целью этой работы являются определение основных причин и факторов проведения реформ в сфере налогообложения доходов населения разных стран, исследование специфики существующих моделей в этой сфере для формирования адекватного представления о тенденциях в развитии налоговых отношений в мире с учетом социально-экономических обстоятельств сегодняшнего дня, а также перспектив социально-экономического развития.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Характеризуя основные причины и факторы, обусловливающие необходимость проведения налоговых реформ в разных странах мира, следует отметить, что их можно классифицировать по двум крупным группам.
Первая группа - это объективные факторы, в числе которых:
- экономическая эволюция и социально-экономическое развитие;
- глобализация и международные интеграционные процессы в мире. Вторая группа - это субъективные факторы, в числе которых:
- наука и новые знания, влияющие на формирование представлений об эффективной системе налогообложения;
- желание стран совершенствоваться и повышать свою конкурентоспособность.
В реальной жизни эти факторы иногда трудно отделить друг от друга, поскольку каждый из них может иметь признаки как объективного, так и субъективного типа. Однако эта условная классификация способствует составлению более полного представления обо всех возможных интенциях и причинах реализации реформ. Поэтому рассмотрим сжато каждый из обозначенных факторов.
Нет ни малейшего сомнения, что весомым объективным фактором, влияющим на процесс налоговых преобразований в мире, выступают глобализация и международные интеграционные процессы. Они не всегда положительно влияют на систему налогообложения, что, в свою очередь, обусловливает необходимость реформ и постоянных изменений в системах налогообложения разных стран.
Объективные факторы реформ широко известны и достаточно глубоко исследованы в научной литературе. В силу этого можно утверждать, что субъективные факторы менее очевидны и исследованы. Конечно, ими нельзя пренебрегать, поскольку иногда их значение трудно не только выделить, но и сопоставить с объективными тенденциями и процессами.
Таким важным субъективным фактором, который в определенной степени инициировал проведение налоговых реформ в разных странах мира, были научные достижения ученых, работавших и работающих в сфере теории оптимального налогообложения. Хотя эта отрасль науки и рассматривает проблематику налогообложения исключительно в нормативном контексте, все же, как показывает жизнь, ее выводы и рекомендации на практике и в дальнейшем служат научной основой важных политических решений в сфере налогообложения. По выражению одного из известных кембриджских профессоров Ф. Хана, "...оптимальные налоговые формулы являются или установкой к действию, или ничем вообще".
В этом контексте следует отметить Дж. Мирлиза, который одним из первых актуализировал проблему оптимальных ставок подоходного налога. Не прибегая к анализу научных достижений ученого, все же следует привести основные результаты фундаментальной работы Дж. Мирлиза "Исследование по теории оптимального налогообложения дохода", которая датирована 1971 г.. Его главный вывод заключается в том, что вместо прогрессивного подоходного налога с целью минимизации искажающего воздействие налогообложения необходимо вводить регрессивный налог с доходов населения. Но такое утверждение противоречило одному из основополагающих принципов налогообложения, введенного еще А. Смитом. Именно эта работа ученого заложила фундамент для многочисленных дальнейших исследований, а политические деятели под давлением выводов теоретиков начали задумываться над тем, чтобы сократить широко распространенную в ведущих странах мира практику прогрессивного налогообложения доходов населения.
В таблице 1 приведены основные меры налоговых реформ в сфере налогообложения доходов населения, осуществленные, в частности, в течение 80-х годов XX в. в Великобритании и США, где произошло существенное уменьшение налоговой нагрузки на доходы населения за счет снижения прогрессивности подоходного налога. Насколько весомо влияние ученых на действия правительств этих стран, определить трудно, но тот факт, что оно присутствует, вполне очевиден.
Таблица 1 Основные меры по реформированию налога с доходов населения в Великобритании и США в течение 80-х годов XX в.
Основные меры налоговой реформы | Реформа в Великобритании 1990 г. | Реформа в США (Акт о реформе налогов 1986 г.) |
Шкала ставок налога после реформы | Базовая ставка - 25% и повышенная - 40% | Уменьшение предельной нормативной ставки налога с 50% до 28% (0, 15, 28, 31, 36, 39,6% **) |
Шкала ставок налога до реформы | 30,40,45,50, 55,60% | Прогрессивная шкала ставок налога от 0 до 50% (всего 15 ставок) |
Объект налогообложения | Расширение базы налогообложения и введение дохода, облагаемого налогом по базовой ставке с ежегодным индексированием на уровень инфляции | Расширение базы налогообложения и введение стандартных вычетов на человека, которые не облагаются налогом |
Администрирование налога | Существенное упрощение | Существенное упрощение |
Действующая шкала ставок налога по состоянию на 2008 г. | 10,22,40% | 10, 15,25,28, 33,35% |
* Составленонаосновеинформации: AaronН. J. Economic effects of fundamental tax reform. Washington, D.C., The Brooking Institution Press, 1996, 521 p.;Jorgensen D. W. Tax reform and the cost of capital: an international comparison. Y&shington, D.C., The Brooking Institution Press, 1993, 420p.; http://www.taxfomidation.org/fues/federalindividualratehistory-200901021.pdf.
** В 1990 и 1993 гг. Конгресс США поднял предельные ставки налога, соответственно, с 28% до 31% и с 36% до 39,6%.
Следует отметить, что обе страны в течение предпоследней декады XX в. осуществили налоговую реформу, по меньшей мере, в три этапа, и изменения касались не только системы налогообложения доходов населения, но и доходов корпораций, косвенных налогов, взносов на социальное страхование и т. п.
Следуя примеру ведущих стран мира, в 90-х годах XX в. фактически все страны ОЭСР провели реформы своих систем налогообложения, что было обусловлено такими факторами, которые, кстати, тоже можно отнести к категории субъективных:
1) придание налоговым системам таких качеств, как более высокий уровень социальной справедливости и равномерности распределения налоговой нагрузки;
2) эффективность и конкурентоспособность систем налогообложения;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--