Контрольная работа: Объект и предмет правоотношений в сфере экологии
1. Объект и предмет правоотношений в сфере экологии
Экологические правоотношения – это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.
Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.
Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т.д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.
Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки).
Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.
Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты определяют экологические правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.
Объектами экологических правоотношенийназываются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности, К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию.
Характер объекта правоотношения, его особенности обуславливают права и обязанности, которыми наделяется субъект правоотношений. При наличии, скажем, такого объекта правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хозяйственном использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры.
Объекты экологических правоотношений подразделяются на три категории:
• интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;
• дифференцированные, то есть отдельные природные объекты (земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
• особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).
Предмет экологического правоотношения (экологического права) составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Различают две группы таких отношений: отраслевые и комплексные.
2. Государственное регулирование экологических правоотношений
Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду представляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.
Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов.
Управление природопользованием – это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях.
???? ???????????????? ?????????? ? ???? ????? ???????????? ????????? ??????????????? ??????? ? ????????? ?????? ?????????? ?????. ? ?????? ????????? ? ?????????, ??????????? (???????????????) ? ??????????? ? ??????????????? ?????? ???????? ?????? ?????. ??? ???????? ??????? ????????? ? ????????????????? ?????????? ??? ??????????? ?????????? ????????????? ?????????? ????????????????, ???? ??????????? ?????????? ??? ????????????? ? ???????????????? ???????????. ?????? ?????, ?? ??? ????????? ??????????????? ?? ??????????? ?????? ?????????? ????? ? ?????? ????????????? ??????? ???????????.?????????? ? ????? ???????? ? ?????????????????? ? ??? ???????????? ?? ?????? ?? ????????????? ???? ??????? ??????????, ?? ? ???????????? ?? ?????????? ??? ???????????? ?? ??????????? ????????????? ?????????????????? ? ?????? ?????????? ?????. ???????????? ???????? ????, ???????????? ????????? ?? ?????????? ??????????????????? ? ??????? ?????????? ?????, ????????? ??? ???????? ???????? ?????????????? ?????.Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления).
Организационный аспект регулирования отношений в области охраны окружающей среды связан с нормированием качества окружающей среды, экологическим мониторингом, оценкой воздействия на окружающую среду, экологической экспертизой, экологическим лимитированием.
Экономический аспект регулирования охватывает систему мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды и включает в себя государственную экспертизу, платежи за фактическое негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, экологический аудит, экологическое предпринимательство и страхование, аккумуляцию средств в экологических фондах.
Идеологический аспект регулирования отражается в формулировании прав и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. В законе особо выделено право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
3. Практическое задание
1. Экологическая система как объект правового регулирования
Экологическая система (экосистема) – совокупность популяций различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих между собой и окружающей их средой таким образом, что эта совокупность сохраняется неопределённо долгое время. Примеры экологических систем: луг, лес, озеро, океан. Экосистемы существуют везде – в воде и на земле, в сухих и влажных районах, в холодных и жарких местностях.
Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие экологическая система» употребляется редко, так как носит естественнонаучный характер, оно имеет большое значение и для права. Этим понятием оперирует, в частности, Водный кодекс РФ: нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливаются исходя из предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта. Между тем анализ развивающегося права позволяет выделить экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды природопользования в качестве одного из принципов права окружающей среды.
Содержание и источники экологического права.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--