Контрольная работа: Общество и кухня

Содержание

Введение

1. Особенности символизации пищи в современном обществе

2. Народная кухня и современность

3. Мода на кухню

Заключение

Список литературы

Введение

Тема контрольной работы – «Общество и кухня».

Общество — многозначное понятие, используемое для определения, как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей. В самом широком смысле общество означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей — социум. В более узком смысле общество есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями.

Кухня - (от лат. culina — кухня), искусство приготовления из сырых растительных и животных продуктов разнообразной пищи.

Данные понятия объединены между собой по нескольким аспектам. Во – первых, пища является для каждого члена общества одной из важнейших физиологических потребностей, наряду с такими потребностями как сон и многие другие (теория потребностей Маслоу), во – вторых, такие понятия как «общество» и «кухня» связаны между собой культурным аспектом, а именно устоявшимися на протяжении довольно длительного времени обычаями и традициями в социальной среде.

Основная цель работы - определить и рассмотреть именно культурную связь между такими понятиями как «общество» и «кухня».

Главные задачи:

· Получить исторические сведения о развитии искусства кулинарии (кухни)

· Описать особенности пищи в современном обществе

В первой части работы описывается значение кухни и ее роль для общества на различных стадиях его развития – начиная с древнейших времен и до современного этапа. Эта часть работы основана на анализе исследований знаменитого ученого Леви – Строса, который посвятил данной теме многие свои труды.

Во второй части работы рассматривается культурное своеобразие кухонь различных народов, производится описание каждой из них и сравнение между собой.

И в заключение работы рассматривается вопрос о моде на кухню. Здесь подробно выявляются основные критерии популярности одной какой-то кухни в сравнении с другими.


1. Особенности символизации пищи в современном обществе

«Когда я ем, я глух и нем», – эта старая поговорка, верно отражая нормы потребления пищи как физиологического процесса, совершенно не соответствует огромной символической роли пищи в культуре, ее способности быть средством коммуникации. Cложность исследования символического значения пищи, как и других предметных реалий культуры, связана с тем, что она не создана специально для передачи сообщений. Специфика знаковых свойств бытовых предметов определяется их промежуточным положением между миром утилитарным и миром символическим. От соотношения этих свойств зависит семиотический статус вещи, исследованный А.К. Байбуриным на широком этнографическом материале. Высокий семиотический статус, т.е. способность передавать значения, вещь приобретает, становясь частью определённой знаковой системы. Такими формами символизации вещи являются, например, ритуал и этикет, дизайн и мода, музей и искусство. В разных типах культуры доминирующее значение приобретают различные знаковые системы, изменяющие семиотический статус вещных объектов. Так, в традиционной культуре – это ритуал, а в современном обществе – показное потребление и реклама.

Пища также приобретает знаковые функции при вхождении в определенную знаковую систему. Информативные коды пищи возникают в процессе коммуникации, тесно связаны с социальным и культурно-историческим контекстом. Истоки символического значения пищи, как известно, лежат в глубокой архаике, в недрах мифологического сознания, тщательно исследованного К. Леви-Стросом. Семиотический статус традиционной пищи чрезвычайно высок. Любая трапеза имеет бытовую обрядность, восходящую к архаическим ритуалам, к жертвоприношению. При этом, первичность утилитарного в пище еще более неочевидна. Так, архаические пищевые табу мало связаны с представлением о питательной ценности. Продукты, обладающие высоким семиотическим статусом (ритуальная пища), не рассматриваются как способ утоления голода либо, наоборот, употребляются чрезмерно, превышая всякий порог насыщения.

В культуре модерна происходит процесс десакрализации пищи, который, однако, не означает ее десимволизации. Пища приобретает статусную функцию, которую, прежде всего, выражает идея вкуса. Рождение вкуса в буржуазном обществе, согласно концепции П. Бурдье, порождается символическим противостоянием классов.

В постиндустриальном обществе продукты и сам процесс питания приобретают новые значения, их символизация получает свои особенности и формы. Это связано с рядом социокультурных факторов: процессом глобализации; формированием новой структуры неравенства горизонтального типа; становлением общества потребления, виртуализацией и визуализацией культуры. Эти разнообразные факторы вызывают достаточно противоречивые тенденции в сфере потребления пищи. Среди них, по мнению С.А. Кириленко, доминируют рационализация и унификация питания, что проявляется в валеологическом подходе к пище, ориентации на критерии науки о питании и отражает функционализацию телесного опыта и формирование нового габитуса человека.

Однако современная практика потребления свидетельствует о наличии и иных тенденций, связанных с его символическим характером, отражающем переход от потребления вещей к потреблению знаков. Теоретическим основанием изучения этих процессов является концепция, предложенная Ж. Бодрийяром. Согласно его идеям, в обществе потребления появляется новый тип «функциональных» объектов, которые становятся частью знаковой системы этого общества, преодолевая свою первичную (утилитарную) функцию ради вторичной (символической). В сфере питания мы также можем очертить проблему появления «функциональной» пищи, которая, обладая высоким семиотическим статусом, становится знаком тех или иных отношений. При этом, одной из важнейших форм символизации пищи становится реклама. Показательно, что среди товаров личного потребления, чаще всего встречающихся в рекламе, первое место занимают продукты питания.

Основные способы символизации пищи в рекламе связаны с использованием принципов построения рекламного образа посредством репрезентации идей, героев и ситуаций. На основе их анализа можно выделить типы символических значений «функциональной» пищи: пища-новинка и серийная пища, здоровая пища, мобильная пища, молодежная пища и «пища досуга», «пища-путешествие».

Сегодня наблюдается чрезвычайное разнообразие и мобильность символических значений, эксплуатируемых в сфере производства, продвижения и потребления продуктов питания, которое принимает порой хаотичные, коллажные формы. Реклама пищи обращается к элементам социальной памяти, сохраняющимся в недрах культурного сознания, актуализируя архаические значения пищи. Так, символическая взаимосвязь пищи и сексуальности достаточно часто репрезентируется в современной рекламе. Вместе с тем, появляются новые мифологизированные представления, к которым, в частности, относится миф о «здоровой пище», которой конструируется средствами массовой информации и, в том числе, рекламой. Благодаря им, утилитарные, на первый взгляд, характеристики полезной, диетической пищи обретают знаковые функции. Пища, маркированная как «здоровая», является неотъемлемой частью и индикатором определенных жизненных стилей: субкультуры фитнеса и здорового образа жизни. Универсальная пища Макдональдса также не является «культурно-нейтральной», а связана с такими ценностными доминантами современного общества как мобильность, универсализм, молодость.

Особенности языка рекламы порождают визуализацию и виртуализацию потребления пищи. Рекламный образ, марка, упаковка – все это вытесняет реальную пищу из пространства потребления, заменяя ее невещественными, виртуальными конструктами. Так происходит становление «пищи-симулякра», с помощью рекламы превращающейся в знак. Пищевые продукты персонализируются, приобретая все больше дополнительных неутилитарных отличий, ориентированных на новизну и формирующих целые продуктовые серии и коллекции. Развивается «питание глазами» – на первый план выходят цвет, форма, внешний вид продукта, имитируя неограниченную свободу выбора.

Полуфабрикаты, непритязательная домашняя кухня имеет низкий семиотический статус, выполняя, прежде всего, функцию утоления голода. Однако в процессе выхода из этого рутинного, повседневного пространства в виртуальное пространство массовой культуры и индустрии досуга на первый план выступает символическая функция пищи. Престижность, знаковость того или иного продукта связывается в первую очередь со способом его потребления – дифференцированного (ресторан с индивидуальным выбором потребителя) или унифицированного (фаст-фуд). Любопытно, что в модных парижских барах-ресторанах еда занимает далеко не главное место. Большую роль здесь играет особая атмосфера, в особенности, музыкальное оформление, которое даже выпускается на дисках и приносит немалую прибыль своим создателям. Здесь очевидна функция рекреации и идентификации: пища и различные способы ее потребления является неотъемлемой частью индустрии досуга.

В связи с этим, сомнительно, что в скором времени верх возьмут лишь утилитарные функции пищи, а утопия «пищи будущего», синтезированной из жизненно необходимых элементов, «в виде капсул, проглатывание которых предполагает удовлетворение потребностей помимо возможности испытывать удовольствие/неудовольствие» станет повседневной реальностью. Если бы людям была безразлична форма удовлетворения потребностей в питании, не было бы того разнообразия пищи, культурных и социальных различий в пищевых пристрастиях, которое мы наблюдаем и по сей день. Скорее всего, трансформация этих различий будет связана с изменением их факторов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 205
Бесплатно скачать Контрольная работа: Общество и кухня