Контрольная работа: Основы социологии
Выполнила студентка
заочного отделения
ЮФ АГУ
2 курса, 365 группы
Югова Е.Н.
Преподаватель, к. ист. н.,
профессор
Оболянский Г. В.
Барнаул 2009г.
Тема 1. Социология как наука. Объект и предмет
1. Дайте определение социологии как науки и обоснуйте ее научный статус.
Социология – наука об обществе, предметом которой, являются фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма. Подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся социальной системы – один из важнейших методов научной социологии.
Функции социологии указывают на ее место в системе общественных и гуманитарных наук. Общесоциологические теории, раскрывающие социальную структуру общества, закономерности его развития, взаимодействие объективных и субъективных факторов исторического процесса, играют огромную мировоззренческую и методологическую роль в объяснении проблем истории, политологии, правоведения, социальной психологии, этики и других наук. Социология также способствует рассмотрению проблем данных наук в широком социальном контексте. А так же дополняет данные других наук, вооружает их своими выводами и исследованиями.
2. Чем было вызвано появление социологии в первой половине XIX в.?
Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе, науки о развитии и функционировании его элементов – социальных институтов – окончательно сформировалась в середине XIX века. Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснен6ия социальных феноменов.
Быстро развиваются и другие, близкие социологии науки – экономика, история, статистика (особенно социальная), а так же естественные и точные науки, которые постоянно оказывают мощное воздействие на науки общественные.
3. Каковы представления О. Конта о роли социологии в жизни общества?
- рассматривает развитие общества как целостного социального организма;
- закономерный и прогрессивный характер развития общества;
- интеллектуальная революция человечества;
- объясняет согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества, с помощью науки, которая находит нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.
4. Какой смысл вкладывают социологи в понятие «позитивное» знание?
О.Конт ввел в научный оборот термин «позитивное» знание, который несет значение как учение об обществе. О.Конт называл социологию позитивной, в связи с тем, что знания эти базируются на данных науки, а не на догадках и догмах. Он вошел в историю как основоположник позитивизма – поныне одно из влиятельных направлений в области социологии. Таким образом, социологи вкладывают в понятие «позитивное», все то, что основывается в социологии на научных наблюдениях и доказательств.
5 .Почему наука об обществе первоначально была названа «социальной физикой»? Кто первый употребил этот термин?
А. Кетле в своем труде «Социальная физика» (1848г.) писал – «… поднявшись на самую высокую ступень лестницы, мы везде находим законы столь же прочные, столь же непреложные, как законы, управляющие небесными телами. Эти законы составляют в целом особую науку, которую приличнее назвать социальной физикой». Такой же термин употреблял О.Конт, для обозначения новой социальной науки, определяя, что познавательные методы физики есть эталон и для социальных исследований. Признавалось значение наблюдений, фактов как основы социальной теории, опираясь на которые, можно формулироватьобщественные закономерности.
6. Сформулируйте известные Вам аргументы в пользу или против следующих трактовок социологии как науки: а) социология исследует преимущественно типичные, повторяющиеся явления и процессы социальной жизни общества; б) социология исследует по преимуществу уникальные, неповторимые явления социальной жизни общества.
(а) Огюст Конт считал, что социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.
Эмиль Дюркгейм, при изучении предлагал опираться на социальные факты, изучать их статистически. Был уверен, что эти факты и явления существуют независимо от индивида, наподобие природных фактов.
Парк Роберт Эрза, американский социолог, основатель Чикагской школы, предлагал рассматривать социальные явления в динамике, выявляя типичные черты в развитии социальных явлений. Такой подход позволяет разработать идеальную типическую модель, помогающую исследовать историческое развитие.
(б) Бергер Питер Людвиг, американский социолог, представитель феноменологической социологии знаний, в своей работе «Введение в социологию» показал взаимосвязь между «человеком в обществе» и «обществом в человеке», а так же конструирование человеком социальной реальности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--