Контрольная работа: Особенности формирования бюджета в России в 2010 году
Выполнила студентка
Гуманитарного факультета
Заочного отделения
Группа ИЭ-08С
Бортникова Татьяна Витальевна (Дурницына)
Проверил преподаватель:
Андриевская О.Л.
Пермь 2011
ЗАДАНИЕ №1
ЭССЕ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА В РОССИИ (ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД)»
Государственный бюджет 2010 активно обсуждается с конца июня 2009 года. Минфин сообщал о предварительных параметрах госбюджета на 2010 — 2012 годы, которые были вскоре одобрены правительством РФ.
21 октября стало известно, что Госдума в первом чтении приняла проект бюджета на 2010 год. Принятый бюджет СМИ сразу охарактеризовали как «ярко социальный», «популистский», «антиэкономический», «бюджет недопущения социальных волнений». Так, ведущие деловые издания пестрят заголовками «Вся власть пенсионерам» («Слон.ру»), «Бюджет-2010: развитие откладывается?» (РИА «Новости»), «Пенсии посадят бюджет» («Ведомости»).
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 43%, НДС — 41% и налога на прибыль 8%.
Рисунок 1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов
Наиболее распространенными параметрами для обсуждения стали объем дефицита бюджета на предстоящий год, а также его «социальная направленность».
Дефицит бюджета
Объем дефицита бюджета зависит главным образом от доходов бюджета, на которые сильно влияют цены на нефть. Вследствие этого при прогнозировании объемов дефицита госбюджета Минфин и эксперты в значительной степени опираются на прогнозы цен на нефть. Так, 25 июня Минфин закладывал прогноз стоимости нефти в 2010 году на уровне $50 за баррель. Таким образом, объем дефицита госбюджета должен был составить 5,5% от ВВП. В то же время после одобрения основных параметров госбюджета правительством предполагаемый в 2010 году дефицит составил 7,5% от ВВП. По словам помощника президента А. Дворковича, если цены на нефть и другие товары не вырастут и чуда в экономике не произойдет — дефицит будет более 5—6% от ВВП. В свою очередь в августе Владимир Путин отметил, что дефицит федерального бюджета в размере 7,5% — «предельно допустимый уровень».
Социальная направленность
Если само по себе превышение расходов над доходами бурных обсуждений в блогах экономистов не вызвало, то запланированное значительное увеличение расходов правительства на социальные цели — повлекло за собой довольно резкие отзывы. Дело в том, что согласно представлениям экономической теории в условиях кризиса наиболее эффективными мерами по поддержанию экономики является расходование государственных средств на инфраструктурные и технологичные проекты. С этой точки зрения увеличение социальных выплат в условиях тяжелой экономической ситуации эксперты считают неправильной.
Так, Дмитрий Травин в своем блоге отмечает, что «пассивная социально-ориентированная антикризисная политика правительства РФ — меньшее из зол, которое власти могут принять в современных российских реалиях». «Меньшим из зол» такая политика, по мнению Травина, является вследствие того, что контролировать расходы на инфраструктурные проекты правительство в нынешней ситуации не в состоянии.
Лидеры роста и падения
Рисунок 2. Изменение расходов бюджета 2010 по сравнению с бюджетом 2009, млрд.руб
Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).
3 статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.
Мнение экспертов
По данным РИА «Новости», независимые эксперты и представители парламентской оппозиции также считают чрезмерный рост расходов на социальные цели неоправданным: «бюджет с такой структурой расходов вряд ли можно назвать „бюджетом развития“, ему больше подходит определение „бюджет недопущения социальных волнений“».
Игорь Николаев в своем блоге критикует резкий рост социальных расходов, отмечая, что прежде всего стоит направлять дополнительные средства на транспортную и коммунальную инфраструктуры, а также на другие проекты, которые могли бы стимулировать потребительский спрос.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--