Контрольная работа: Особенности избирательной системы Германии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................ 3
1. Виды избирательные системы.................................................................. 4
2. Особенности избирательной системы Германии..................................... 11
Заключение................................................................................................... 19
Библиографический список.......................................................................... 20
Введение
Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Актуальность темы вызвана тем, что выбор избирательной (электоральной) системы – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.
Задачами данной работы являются рассмотрение видов существующих избирательных систем, их сравнительный анализ. Целью работы является изучение особенностей избирательной системы ФРГ.
В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.
1. Виды изберательных систем
Демократический режим – характеризуется политической свободой граждан. Свободой выбирать и быть избранным. Свободой выражения мнений, как во время выборов, так и после. Гарантией государства, на равные условия при выборах. В выборах всегда присутствует элемент соревновательности и борьбы.
Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве не может осуществляться никак иначе как через выборных представителей, а потому и называется представительной.
Выборы – это поистине необходимое условие демократии.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).[1]
Обладание как активным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных стран связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Они именуются избирательными цензами.
В настоящее время в большинстве стран активное избирательное право предоставлено гражданам с 18 лет. Имеются примеры более низкого возрастного ценза:
в Корейской Народно-Демократической Республике граждане имеют право голоса с 17 лет, на Кубе и в Никарагуа с 16 лет.
Пассивное избирательное право предполагает, как правило, более высокий возрастной ценз. В России право баллотироваться на пост депутата Государственной Думы имеют граждане, достигшие 21 года. Сенатором в США может стать гражданин не моложе 35 лет. Обычно довольно высокий возрастной ценз устанавливается для лица, баллотирующегося на пост президента. В России, США, Португалии, Индии и др. президентом может стать лицо не моложе 35 лет, в Германии не моложе 40 лет, в Италии не моложе 50 лет.
Во многих странах существует ценз оседлости. Для активного избирательного права он составляет, как правило, от 1 месяца до 2 лет. Это означает, что гражданин, чтобы получить доступ к избирательным урнам, должен постоянно проживать в пределах данной административно-территориальной единицы установленный промежуток времени, предшествующий голосованию.
Для пассивного избирательного права могут вводиться и более жесткие требования. Так, в США гражданин, чья кандидатура выставляется на пост президента, должен постоянно прожить на территории страны не менее 14 лет, предшествующих выборам.
Прямые выборы означают, что члены данного органа избираются непосредственно гражданами. Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органов местного самоуправления, Государственной Думы, Президент. В США члены Сената и Палаты представителей; во Франции Президент и члены парламента и т.д.
Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что члены представительного органа или единоличный выборный орган избираются выборщиками лицами, специально избранными для осуществления выборов в соответствующий орган. Например, в США граждане избирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Они перестают быть выборщиками сразу после голосования.
В ходе многостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже сам избирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членов районных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В Китае также члены некоторых местных представительных органов избираются на основе многостепенных выборов.
Принцип тайного голосования призван обеспечить избирателю полную свободу волеизъявления на выборах.
Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования.
Определение достоинств и недостатков конкретных избирательных систем, которые, как показывает опыт многих стран, выявляются лишь в ходе нескольких избирательных циклов, позволяет минимизировать риск серьезных потрясений в политической и общественной жизни, который возможен в связи с резкими изменениями избирательной системы, особенно в политически нестабильной ситуации. Почти трехвековой путь становления и развития применяемых сегодня в разных странах избирательных систем дает возможность аналитикам выявить недостатки двух основных форм участия граждан в формировании органов государственной власти: мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализировать и выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем в современных демократических государствах.
Применяемая сегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная система является исторически первой избирательной системой, в основу которой лег принцип большинства при определении результатов голосования. Именно с нее начали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильного правительства, опирающегося на партию большинства.[2]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--