Контрольная работа: Политические и правовые учения в Западной Европе периода буржуазной революции
Московский Государственный Открытый Университет
Черниговский филиал
Контрольная работа
по дисциплине: «История политических и правовых учений»
Тема: «Политические и правовые учения в Западной Европе периода буржуазных революций»
Выполнил: студент заочного отделения
Факультета юриспруденция
группы Ю
Моисеенко Иван Ильич
Проверил: ________________________
Чернигов 2001
Содержание
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)
1.1 Возникновение теории естественного права
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве
1.3 Политическое и правовое учение Спинозы
2. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642—1649 гг.
2.1 Основные направления английской политической и правовой мысли
2.2 Политико-правовое учение Гоббса
2.3 Учение Дж. Локка о праве и государстве
3. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции
Использованная литература
1. Раннебуржуазные правовые учения Западной Европы (Голландия)
1.1 Возникновение теории естественного права
В XVII в. в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший средневековье.
Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании. Вторая буржуазная революция произошла в Англии ("Великий мятеж" 1642— 1649 гг. и "Славная революция" 1688—1689 гг.).
Концептуальным выражением и итогом этих революций стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме.
Рационализм, т.е. оценка общественных отношений с позиций "здравого разума", применение к ним правил логики (типа: если все люди равны по природе, в чем смысл и оправдание сословных привилегий?) были могучим орудием критики феодальных отношений, несправедливость которых становилась очевидной, когда к ним прилагалась мерка природного равенства людей.
Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права. Эта теория стала складываться в XVII в. и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам ранних буржуазных мыслителей, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека. Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, т.е. действующего, права.
Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внесли голландские мыслители Гуго Греции и Барух Спиноза.
Для подхода Греция и Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерны обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций. Существенным аспектом разработки ими теоретических основ светского «юридического мировоззрения» была критика с позиций рационализма и гуманизма средневековых религиозно-схоластических догм, борьба против теологических представлений о природе, человеке, обществе, государстве и праве. Все это определяет то общее, что было характерно для Гроция и Спинозы как прогрессивных раннебуржуазных мыслителей, при всех различиях, которые имеются между их воззрениями.
Политико-правовые учения Гроция и Спинозы, каждая по-своему отражая и защищая итоги буржуазных преобразований в родной Голландии, вместе с тем, не ограничиваясь этим, имели несомненно более богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.
1.2 Учение Г.Гроция о праве и государстве
Первым крупным теоретиком школы естественного права был нидерландский ученый Гуго Гроций (1583— 1645 гг.).
Гроций написал знаменитый трактат "О праве войны и мира. Три книги" (1625 г.).
Исходный пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--