Контрольная работа: Политические учения эпохи Возрождения и Реформации

Содержание

Введение

1. Политические идеи Реформации и Возрождения

2. Новая наука о политике Н. Макиавелли

3. Идеи европейского социализма XVI-XVII вв.

Заключение

Список литературы


Введение

Политическая система общества представляет собой единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик любой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Вот почему в научном исследовании политическая система с самого начала должна быть непременно взята также со своей динамической стороной, т.е. ее необходимо рассматривать еще и в качестве определенной процедуры, анализировать как политический процесс.

Актуальность политологии состоит в том, что она способствует пониманию тесной взаимосвязи с политикой судеб общества и каждого человека; помогает ориентироваться в политике; раскрывает механизмы политики, помогает правильно ориентироваться в вопросах использования политической власти; расширяет диапазон альтернативных подходов к принятию социально-политических и экономических решений; помогает формировать политическую культуру граждан, развивать и укреплять гражданское общество; повышает точность прогнозирования социально-политических последствий принимаемых решений; способствует развитию гуманизма, человечности в отношениях между государственными структурами и гражданским обществом.

Термин "политический процесс" давно и широко используется в социально-философской и политологической литературе, в публицистике. Однако пока за ним не стоит строго определенного и общепринятого понятия. Оно отсутствует не случайно: на сегодня явно не достаточен объем знаний о самом политическом процессе (содержание, роль, историческая типология, внешние формы и т.д.). Тем не менее, можно говорить, что политический процесс - форма функционирования политической системы общества, развивающейся в пространстве и времени.

Политический процесс (наряду с правовым, экономически и др.) является одним из социальных процессов. Это конкретно определенный, с конечным результатом процесс определенного масштаба (например, формирование партии, проведение выборов и т.д.). Содержание, структура политического процесса, его динамика, эффективность характеризуют общество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития. Разные исторические типы политического процесса существенно различаются. Он развертывается в соответствующем типу общества окружении со всеми его историческими, национальными, культурными и иными характеристиками и во взаимодействии с другими общественными процессами - экономическим, юридическим, научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленность политического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямые и обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места и времени его осуществления. Он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, которое совершается не только в соответствии с намерениями политических лидеров или программ партий, но и в результате многочисленных и разнородных внутренних и внешних факторов. Политический процесс демонстрирует, как индивиды, социальные группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции.

В содержательно смысле, политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находится к нему в оппозиции.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о политических учениях эпохи Возрождения и Реформации.

Задачи:

1. Дать представление о политических идеях Реформации и Возрождения.

2. Рассказать о новой науке о политике Н. Макиавелли.

3. Дать понятие об идеях европейского социализма XVI-XVII вв.

1. Политические идеи Реформации и Возрождения

Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нём весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее, эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны “оправдываться одною верой” без посреднической роли духовенства в “спасении” верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земельными богатствами, были против её зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Только лишь богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданически. В сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел - и это очень важно для понимания её теоретического значения, - что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себя слугой, а не господином народа”.

М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 300
Бесплатно скачать Контрольная работа: Политические учения эпохи Возрождения и Реформации