Контрольная работа: Политика России
1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего
2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики
3. Политические учения современности
4. Терминология
5. Контрольный тест
Список литературы
1. Новые вызовы: Россия на пороге будущего
Различные аспекты динамики развития современного мира нашли свое отражение на территории самого крупного государства в мире. Россия, став на путь демократических преобразований в конце XX столетия, открыла для себя новые возможности взаимодействия с внешним миром и его преобразования.
Российские транснациональные компании сегодня являются неотъемлемой частью мирового бизнеса, в ряде отраслей играя ключевую роль (природные ресурсы, металлургия, лесная промышленность, вооружения). Российские неправительственные организации все активнее ведут сотрудничество с коллегами из зарубежных стран. Пророссийские организации есть во многих странах – Польше, Украине, Турции, Франции, Германии, Италии и др. Субъекты федерации получили возможность реализовывать проекты регионального масштаба с привлечением иностранных спонсоров. Наконец, представители федеральных органов власти имеют возможность осуществлять международное сотрудничество без идеологических клише, руководствуясь национальными интересами.
Однако вместе с тем, современный мир выявил и ряд негативных моментов, напрямую затрагивающих Российское государство. Всеобщий тренд демократизации, о котором шла речь выше, оказал и продолжает оказывать влияние и на нашу страну. В начале 90-х годов XX века вместо одного мир получил сразу 15 новых независимых государств. Этот же сложный процесс, истоки которого, как уже было указано ранее, лежат в праве народов на самоопределение, выявил важную и крайне опасную тенденцию, способную существенно изменить геополитическое положение Российского государства в мире. Речь идет об опасности расчленения России под влиянием ряда как внешних, так и внутренних негативных факторов.
Россия расположена в самой непосредственной близости от мощных «центров силы» современного мира (Китай, Европа, Индия). Эти узловые точки современного мироустройства по ряду параметров (экономическому, демографическому, политическому) опережают Россию, а, следовательно, для страны действительно возникает реальная опасность быть разорванной более динамичными и активными полюсами, расположенными по ее периметру. С другой стороны, новое обострение «чеченского синдрома» также способно дестабилизировать сложившиеся федеративные отношения внутри России. Поэтому значимость задачи по выстраиванию новой административно-управленческой модели федерации параллельно с созданием экономических стимулов для внутренней миграции населения на Восток трудно переоценить. Нельзя забывать, что потеря Дальнего Востока означает, помимо прочего, еще и потерю больших запасов природных ресурсов, составляющих, как будет отмечено ниже, основу конкурентных преимуществ России в современном мире.
Проблемы повышения конкурентоспособности России в условиях глобализации в последнее время все чаще становятся предметом обсуждения ученых и специалистов. Весомый вклад в разработку проблемы внесли, например, ученые ИМЭМО РАН.
Главным конкурентным преимуществом России на современном этапе являются ее природные ресурсы, о чем свидетельствуют данные экспортной статистики: сырье и продукты его первичной обработки составляют до 80% стоимости экспорта. Россия располагает большой долей мировых запасов природных энергоносителей, прежде всего нефти и природного газа, и является страной активно экспортирующей природное сырье.
Как следует из докладов экспертов РАН, роль природного газа и нефти сохранится в мировой экономике, что делает положение России на рынках энергоресурсов достаточно устойчивым. Скажем, как прогнозируют эксперты, к 2010 году уровень потребления природного газа с нынешних 360 млрд.куб.м. повысится до 425 млрд.куб.м., примерно треть от этой цифры – 150 млрд.куб.м. сможет экспортировать Россия. Что же касается нефти, то доля России в мировых неразведанных запасах может составлять от одной трети до половины. Разведанность европейской части и Западной Сибири составляет менее 70%, а Восточной Сибири и Дальнего Востока соответственно 8% и 1%. Ситуация на нефтяном рынке России исследована недостаточно, поэтому прогнозы имеют достаточно условный характер. Тем не менее, предполагается, что уровень добычи нефти останется в районе 280-350 млн. тонн к 2010 году, хотя некоторые эксперты предполагают, что данный уровень будет составлять от 410 до 510 млн. тонн.
Высокая обеспеченность страны дефицитными сырьевыми, особенно энергетическими, ресурсами вносит вклад в национальную конкурентоспособность, поскольку создает условия сырьевой и энергетической безопасности и обеспечивает экспортные возможности страны.
К отличительным чертам внешнеполитической деятельности России следует отнести сбалансированность, что обусловлено геополитическим положением страны, как одной из крупнейших держав, а также последовательным и конструктивным курсом в международных отношениях.
Современная внешняя политика России направлена на формирование многополюсной системы мироустройства, основанной на примате международного права; на укрепление существующих международных институтов; на продолжение линии на развитие отношений с Западом на неконфронтационной основе, исходя из своих национальных интересов; на создание системы безопасности и международного сотрудничества; на всестороннее развитие отношений со странами СНГ, поддержку соотечественников за рубежом и т.д. Другой акцент внешней политики России последнего времени – линия на диверсификацию международных связей России. Определение региональные приоритетов сотрудничества является крайне значимой функцией российской внешней политики.
Российское государство остается влиятельным фактором мировой политики. Такое положение основано на объективных конкурентных преимуществах страны, ее положении в крупнейших международных организациях, богатой истории и отсутствии конфронтации с ведущими мировыми державами.
В настоящее время появилась реальная возможность для проведения самостоятельной и последовательной внешней политики, отвечающей национальным интересам страны и при этом понимаемой и уважаемой другими странами.
Россия обладает сегодня всеми возможностями для того, чтобы участвовать в создании нового миропорядка. Необходимо обеспечить возможности влияния России на развитие международных отношений, в рамках которого неизбежно широкомасштабное сотрудничество с основными международными структурами и всеми теми странами, которые сегодня формируют основные параметры будущего мира.
2. Взаимосвязь внутренней и внешней политики
Анализ политического поведения режима предполагает уяснение вопроса о взаимосвязи его внутренней и внешней политики. Внешнеполитический ресурс в различных ситуациях может рассматриваться и как усиливающий, и как ослабляющий внутренние позиции режима. Внешняя политика нередко позволяет судить о природе политического режима с большей точностью, нежели попытки увидеть сдвиги в позициях руководства авторитарной системы, предпринимаемые, например, на основе анализа передовых статей центральных газет. Наоборот, крепость внутренних оснований режима, несомненно, позволяет ему укрепить международный авторитет и возможности проводить более результативную внешнюю политику. Каковы могут быть взаимосвязи в политическом поведении режима внутри общества и на международной арене?
Во-первых, типична ситуация, когда внутренне слабеющий режим ищет укрепления собственных позиций за счет участия в международных конфликтах и войнах. Иногда такое участие заканчивается для режима относительно благополучно. В целом же это ситуация, в которой режиму явно недостает чувства реальности, когда он явно рискует, ввязываясь в конфликты, требующие дополнительной и существенной затраты сил. Можно привести, по меньшей мере, два примера, иллюстрирующих данную ситуацию. Первый пример - Иран в начале 1980-х годов, когда пришедший к власти фундаменталистский режим аятоллы Р. Хомейни вместо продолжения начатой шахом модернизации и в целях отвлечения общества от стоящих перед ним социальноэкономических проблем начал длительную и кровопролитную войну с более сильным режимом С.Хуссейна. Результаты - разрушение экономики Ирана, многочисленная потеря людских и материальных ресурсов и необходимость в первой половине 1990-х гг. решать все те же проблемы, но в гораздо более тяжелых условиях.
Второй пример - российские режимы, прежде всего, царские (хотя отчасти и коммунистические), следовали той же "логике" - "вдруг повезет!". Как справедливо писал А. Амальрик, есть мощный фактор, "противоборствующий всякой мирной перестройке и одинаково негативный для всех слоев общества: это крайняя изоляция, в которую режим поставил общество и сам себя. Это не только изоляция режима от общества и всех слоев общества друг от друга, но прежде всего крайняя изоляция страны от остального мира. Она порождает у всех - начиная от бюрократической элиты и кончая самыми низшими слоями - довольно сюрреальную картину мира и своего положения в нем". "Царский режим, - пишет Амальрик далее, - по-видимому, просуществовал бы довольно долго и, возможно, претерпел бы какуюто мирную модернизацию, если бы правящая верхушка не оценивала общее положение и свои силы явно фантастически и не проводила бы внешнеэкспансионисткой политики, вызвавшей перенапряжение... не начни правительство Николая II войны с Японией, не было бы революции 1905-1907 годов, не начни оно войны с Германией, не было бы революции 1917 года" (58). Чрезмерная вовлеченность посткоммунистической России в международные конфликты в СНГ чревата повторением подмеченного Амальриком цикла.
Во-вторых, слабеющий, но способный трезво оценить собственные силы, режим может избрать тактику большей изоляции от международной политики. Характерный пример из недавнего прошлого - выбор китайского руководства, о намерениях которого в конце 60-х годов тот же Амальрик писал, как о явно промилитаристских. К середине 90-х гг. хорошо видны плоды этой политики - относительная умеренность в международных делах, связанных, главным образом, с поисками инвестиций и других форм международной поддержки рыночно-ориентированных реформ, и мучительные попытки разрешить имеющиеся внутри страны социально-экономические противоречия.
Наконец, существует ряд вариантов внешнеполитического поведения внутренне стабильного режима: экспансия, умеренная международная активность, изоляционизм. Различные варианты внешнеполитической деятельности мы можем наблюдать на примере развития Соединенных Штатов, знавших периоды и изоляции, и глубокой вовлеченности в международные конфликты, и грубого вмешательства во внутренние дела других государств.
Взаимосвязи внутренней и внешней политики режима могут выявляться и в зависимости от степени демократичности его внутреннего устройства. Существует, например, довольно устойчивый, но едва ли подтверждающийся дополнительными исследованиями, стереотип: в природе авторитаризма - внешняя экспансия и подавление; в природе демократии - стремление к сотрудничеству и урегулированию международных конфликтов правовым и переговорным путем. Проблема выглядит значительно сложнее, чем представлено в этой схеме. Даже если внутриполитическая природа авторитарной и демократической систем глубоко противоположна (это так), было бы опрометчивым исходя из этого строить стратегию и тем более тактику внешнеполитической деятельности. Международная политика подчиняется подчас совершенно иным закономерностям, нежели политика внутренняя. На внешнеполитическое поведение режима поэтому оказывает влияние целый ряд факторов: внутренняя ситуация и степень внутриполитической стабильности; ближайшее окружение, его стабильность и настрой государств-соседей; ядерный фактор; прочность мирохозяйственных связей; степень соблюдения прав человека; влиятельность идей демократического и ненасильственного разрешения международных споров и многое другое. В разной ситуации и в различной степени эти факторы могут как усиливать, так и охлаждать милитаристские настроения режима.
3. Политические учения современности
Идеология - система взглядов того или иного социального или политического субъекта, выражающая его интересы, цели, и отношение к действительности. Термин "идеология" был введен французским ученым и философом А.Л. Лестют де Гарси в начале XIX в.
Политическая идеология - это, как правило, систематизированное представление политического субъекта (класса, партии, движения и др.) о своем месте в системе политических отношений, о власти и путях использования её в собственных интересах. Идеология связана с интересами тех или иных групп населения, но её разработкой занимаются ученые и профессиональные политики.
Различают три уровня функционирования политической идеологии:
1) концептуально-теоретический (теории и учения);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--