Контрольная работа: Предпринимательские риски, методика оценки рисков
Содержание
1. Роль государства в системе управления предпринимательскими рисками
2. Методика оценки риска
Список литературы
1. Роль государства в системе управления предпринимательскими рисками
Процессы либерализации и приватизации экономики, происходящие во всем мире с начала 1990-х годов, вызывают существенные сдвиги в отраслях производственной инфраструктуры (т.н. "естественных монополиях"): электроэнергетике, трубопроводном транспорте, железнодорожном транспорте, портах, аэропортах и других. Смена прав собственности и базовых концепций деятельности этих отраслей приводят к формированию новых рынков и появлению новых, специфических рисков. Государство перекладывает на частные компании не только большую часть прав по обеспечению работы естественных монополий, но и основную часть рисков. За это оно предоставляет частному сектору, как партнеру по бизнесу, административно-хозяйственную свободу на объектах своей собственности, а также право присвоения доходов и прибылей в качестве компенсации за повышенные риски.
Проблема рисков в условиях разгосударствления общественно важных секторов экономики, в первую очередь, отраслей производственной инфраструктуры, занимает одно из важных мест в современной экономической теории и практике управления экономикой. Ее изучение призвано способствовать не только решению текущих хозяйственных и управленческих задач краткосрочного характера, но и выработке концепции долгосрочной стратегии устойчивого развития производственной инфраструктуры и хозяйства в целом. Для анализа этой проблемы и решения возникающих задач необходима разработка соответствующих методических подходов, составной частью которых должна являться комплексная оценка рисков, методов их снижения и диверсификации.
Управление рисками представляет собой совокупность способов уменьшения рисков, снижения неопределенности результатов деятельности хозяйствующих субъектов за счет особых инструментов и методов. Это - относительно новое направление повышения эффективности менеджмента инфраструктурных проектов. Многие сложности и трудности в управлении рисками связаны с постоянным совершенствованием теории риск-менеджмента, ее сравнительно молодым возрастом, относительно небольшой практикой управления рисками в отраслях производственной инфраструктуры по сравнению с другими секторами хозяйства.
Управление рисками в инвестиционных проектах представляет собой одну из крупных экономических проблем для современной России, во многом определяющих эффективность рыночных преобразований. Ее значение особенно велико в отраслях производственной инфраструктуры: электроэнергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, трубопроводной транспортировке нефти и газа, коммунальном хозяйстве. Приток акционерного и частного капитала в эти, традиционно находившиеся в государственной собственности, отрасли оказывает существенное влияние на экономическое развитие и социальную обстановку в стране, объективно ведет к усложнению взаимоотношений государства и бизнеса, приводит к появлению новых рисков. [1, с. 15]
В настоящее время в мире накоплен значительный опыт по управлению рисками в капиталоемких проектах с большими сроками окупаемости инвестиций. В том числе успешно завершены или реализуются множество крупных инфраструктурных проектов с использованием инвестиционных ресурсов частного сектора. Привлечение частного капитала, государственно-частное партнерство в сфере производственной инфраструктуры, возникающие при этом риски и механизмы их снижения образуют комплекс элементов мирового опыта, представляющих интерес для России.
Для отраслей производственной инфраструктуры России первостепенного внимания заслуживает исследование таких проблем как:
1) организация государственной поддержки частных инвестиций в инфраструктуру, способствующая уменьшению рисков;
2) роль международных финансовых институтов в этом процессе;
3) способы и методы финансирования инвестиционных проектов, направленные на снижение рисков.
Особенно важен механизм проектного финансирования, основанный на диверсификации рисков и привлечении к выполнению проекта разнообразных институциональных инвесторов.
Таким образом, совершенствование управления рисками в процессе инвестирования в производственную инфраструктуру России представляет собой актуальную научную проблему.
Проблемы снижения рисков в инфраструктурных проектах стали привлекать внимание российских ученых сравнительно недавно. В условиях социалистической формы хозяйствования все риски, связанные с функционированием производственной инфраструктуры, ложились на государство. С началом либерализации экономики и проникновением частного капитала в сферу отраслей производственной инфраструктуры вся концепция рисков получила новую материальную основу. В последние годы появились содержательные исследования российских ученых и специалистов по проблемам рисков: И.А. Бланка, В.Г. Варнавского, Н.Д. Ильенковой, М.Г. Лапусты, В.Н. Лившица, Б.Г. Райзберга, О.А. Сметанина, С.А. Смоляка, Л.Н. Тэпмана, В.Д. Шапиро. В них приводится достаточно подробный анализ природы рисков, методов их страхования и снижения. Ряд авторов рассматривают проблемы рисков с технических или узкопрофессиональных позиций (В.В. Аленичев, Т.Д. Аленичева, А.А. Первозванский, Т.Н. Первозванская, В.К. Селюков, К.Е. Турбина), в том числе: банковские риски, риски валютных операций и другие. Такой подход к исследованию проблемы важен, но ограничен, так как этим работам не хватает комплексности в исследовании стоящих перед государством задач в области реформирования производственной инфраструктуры.
Полный уход государства из производственной инфраструктуры чреват серьезными рисками потери устойчивости и системности работы этой сферы.
Определяющим условием развития производственной инфраструктуры в России является комплекс институциональных мероприятий по снижению рисков и гарантированию инвестиций, предусматривающих, в частности, создание Агентства по страхованию инвестиций, Агентства по гарантированию инвестиций от некоммерческих рисков и других институтов. [3, с. 48]
2. Методика оценки риска
Первым актом управления риском несомненно является осознание субъектом проблемы риска. При этом под риск-проблемой понимается недопустимо большое рассогласование между потребностью в безопасности и реальным уровнем риска в процессе предпринимательской деятельности.
Конкретные параметры "недопустимо большого рассогласования между потребностью в безопасности и реальным уровнем риска" могут определяться реальным уровнем возможностей предприятия или индивидуума по удовлетворению существующих потребностей, а также их шкалой ценностей.
Для обеспечения системного подхода в управлении риском анализ тоже должен быть системным. При таком анализе риски исследуют в их взаимной связи с учетом вероятности и особенностей проявления конкретного риска.
Анализ и оценка являются начальными этапами и информационной базой управления риском. Методика оценки риска, естественно, зависит от вида и физической сущности риска. Поэтому краеугольным камнем анализа, оценки, управления риском считают концепцию разделения риска.
В настоящее время риск исследуется по следующим направлениям:
1) исследование рисковых аспектов природных явлений;
2) управленческая деятельность;
3) коммерческая деятельность;
4) финансовая инвестиционная деятельность;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--