Контрольная работа: Проблема взаимодействия природы и общества
1. Сущность современных подходов к проблеме взаимоотношений в системе «природа-общество». Основные тенденции в развитии идей энвайроментамума
Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития – в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике – в государствах постсоветского пространства. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие. Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста, а также надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, нашла широкое признание в мире. Исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), во многих странах разработаны национальные концепции и стратегии устойчивого развития, которые предусматривают обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.
Проблема взаимоотношений природы и человека весьма многогранна и имеет разносторонние аспекты: философские, социальные, юридические, политические, экономические и др. Многих ученых в различные исторические эпохи интересовали вопросы развития этих взаимодействий, влияние природной среды на человека, его хозяйственную деятельность.
Взаимоотношения общества и природы характеризуются определенными закономерностями, можно даже выделить несколько качественно своеобразных этапов взаимодействия природы и общества. На первых двух этапах: в древнекаменном и новокаменном веках природный фактор играл важную роль: ухудшились природные условия, снизилась продуктивность охоты. В этот период начали активно вырубать леса, строить каналы и т.д. На третьем этапе, который связывают с промышленным переворотом на рубеже XVIII–XIX вв., в хозяйственный оборот вовлекаются все новые и новые источники сырья и энергии. Промышленное производство увеличило возможности как преобразования окружающей среды в интересах человека, так и увеличило нарушения экологического баланса. Отношения между природой и обществом во многих странах мира, особенно в крупных индустриальных районах, стали приобретать критический характер.
Эти тенденции неизмеримо усилились с наступлением во второй половине XX в. эпохи научно-технической революции (НТР), она ознаменовалась появлением принципиально новых способов получения сырья и энергии. Подъем науки и техники привел в ряде случаев к неоправданной расточительности при эксплуатации природных ресурсов, и как следствие, – к сокращению пахотных земель и ухудшению их качественных характеристик, истощению некогда богатейших залежей угля, нефти, газа, уничтожению лесов, истреблению многих видов животных и растений, растущему дефициту пресной воды, интенсивному загрязнению атмосферы. Дальнейшее неконтролируемое, неуправляемое развитие такой деятельности людей таит в себе опасность глобальной экологической катастрофы.
В настоящее время уже существует ряд глобальных экологических проблем: это изменение глобального климата (которое связано с «парниковым эффектом» – значительным выбросом в атмосферу «парниковых газов»); разрушение озонового слоя Земли – появление так называемых «озоновых дыр»; выпадение кислотных дождей и трансграничное загрязнение воздуха; сокращение площади лесов; сокращение биологического разнообразия; деградация земель и пр.
Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна, самостоятельно не может с ними справится. Природная среда отдельно взятой страны является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, предотвращение антропогенного изменения климата и т.д. нереально без объединений усилий всего мирового сообщества.
Кроме глобальных экологических проблем, существуют и так называемые национальные и экосистемные проблемы, существующие соответственно на уровне отдельно взятой страны и отдельной экосистемы. Например, в России актуальной проблемой народного хозяйства является обезвреживание и переработка отходов, загрязнение атмосферы передвижными источниками, прежде всего автотранспортом, усиливающееся загрязнение поверхностных и подземных вод, в т.ч. используемых для нужд питьевого водоснабжения, в результате чего 50% населения России вынуждено пользоваться водой не соответствующей стандартам и многие другие.
Ухудшение состояния окружающей среды требует принятия незамедлительных мер по ее охране. Вопросы состояния окружающей среды и ее защиты изучает такая научная дисциплина как энвайроментология. Основными мерами по защите окружающей среды являются:
– учет вопросов окружающей среды и развития в процессе принятия политических и экономических решений;
– соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды и экологических стандартов;
– использование экономических средств и инструментов для покрытия издержек, связанных с загрязнением окружающей среды (введение платы за загрязнение, штрафные санкции);
– внедрение техники и технологии, отвечающих экологическим требованиям;
– введение системы экологических ограничений и регламентаций режимов природопользования;
– проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении той или иной хозяйственной деятельности;
– образование особо охраняемых природных территорий, природных объектов всемирного наследия и т.д.
– проведение природоохранных мероприятий, таких как благоустройство территории, посадка леса, обустройство берегов малых рек, расчистка родников, зон отдыха и пр.
– осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и т.д.
В процессе охраны окружающей среды важная роль принадлежит общественным движениям «зеленых» (например, российское экологическое движение «Кедр»), Всероссийское общество охраны природы, Российский экологический союз.
Нормативы платы за загрязнение природных ресурсов, их назначение
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое регулирование. Инструменты ценового регулирования, используемого в отечественной хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов), и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
Платежи за загрязнение природных ресурсов впервые были введены в 1990-х гг. по инициативе Государственного комитета СССР по охране природы. Нужно отметить, что до 90-х годов введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание» права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическим канонам того времени. К тому же практически отсутствовали методические проработки по введению такой платы.
Взимание платы за загрязнение выполняет ряд экономических функций:
– стимулирующую;
– аккумулирующую;
– распределительную;
– контрольную.
В частности, она стимулирует предприятия к снижению вредных выбросов, обеспечивает механизм достижения проектных показателей, а также современного уровня технологий (работа по лучшей технологии), что направлено в целом на обеспечение структурной перестройки экономики. Тем самым у предприятий-загрязнителей складывается альтернатива: продолжать загрязнять, что связано со значительными платежами, влияющими на их хозяйственное положение, или, наоборот, направлять средства на экологическое обновление производства, ресурсосбережение, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Кроме того, в результате платежей за природопользование образуется устойчивый источник финансирования природоохранных мероприятий в виде фондов охраны природы.
Введение платежей за загрязнение окружающей среды побуждает руководителей предприятий находить резервы на приобретение и ввод в действие установок по очистке отходящих газов, очистных сооружений и другого природоохранного оборудования; оказывает стимулирующее воздействие на предприятия которые не имели разработанных и утвержденных томов научно-технических нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--