Контрольная работа: Пролетные и консольные краны
Козловые краны
Козловый кран представляет собой крановое сооружение с горизонтальным пролетным строением (фермой, мостом), установленным на двух высоких опорах, по которому перемещаются таль, грузовая тележка, поворотный кран или иное грузоподъемное устройство. В зависимости от назначения, грузоподъемности и пролета козловые краны имеют различное конструктивное исполнение.
Пролетное строение козловых кранов выполняется в виде четырехферменной или двухбалочной конструкции. Последняя может состоять из двух балок двутаврового или коробчатого сечения. Опорные нота козловых кранов обычно делаются жесткими, но в некоторых моделях одна из ног присоединяется к пролетному строению шарнирно (гибкая нога).
Козловые краны разделяются на краны общего и специального назначения.
Краны общего назначения (рис. 1) предназначаются преимущественно для погрузочно-разгрузочных и отчасти монтажных работ на открытых складах и на площадках укрупненной сборки. Грузовые тележки кранов могут быть одно- или двух-рельсовыми; двуярельсовые тележки перемещаются обычно по верхнему поясу пролетного строения и могут иметь канатную тягу.
Управление краном сосредоточено в кабине, расположенной на верху жесткой опоры непосредственно под мостом, и производится при помощи контроллеров. Электрический ток подводится по гибкому бронированному кабелю, навиваемому на барабан, установленный на раме тележки; иногда кабель укладывается в деревянный желоб во избежание образования петель и попадания под колесо крана.
Рис. 1. Козловый кран общего назначения:
1 — мост; 2 — жесткая опора; 3 — шарнирная опора; 4 — грузовая тележка; 5 — траверса; 6 — грузовой крюк; 7 — ходовые тележки; 8 — лебедки для подъема груза; 9 — лебедка для передвижения тележки; 10 — кабина управления
Козловые краны общего назначения обычно изготовляются по одинаковой конструктивной схеме, отличаясь в основном лишь пролетом и грузоподъемностью. В зависимости от этих параметров различают краны легкие грузоподъемностью 5—10 г, среднего типа грузоподъемностью до 20 г с пролетом до 40 м и тяжелого типа грузоподъемностью 30—50 т и пролетом 20— 40 м. Длина консолей для кранов консольного типа принимается в пределах 0,25—0,35 пролета. Скорость подъема груза составляет 8—32 м/мин. Скорость передвижения грузовых тележек— до 40 м/мин и скорость передвижения крана до 100 м/мин. Высота подъема груза — в пределах 4—25 м в зависимости от габаритов грузов.
Рельсы подкрановых путей укладываются строго горизонтально на полушпалах с шагом 0,5 м и должны быть хорошо отрих-тованы; на концах путей должны быть поставлены упоры.
Мост и опоры крана собирают на земле и поднимают в проектное положение при помощи монтажной мачты или гусеничного крана. Ускорение монтажа и снижение его стоимости обеспечивают самомонтирующиеся козловые краны с ходовым оборудованием (на рельсовом и пневмоколесном ходу) универсальной конструкции, позволяющей крану передвигаться не только по рельсам, но и по ровной бетонной площадке.
Некоторые конструкции козловых кранов допускают поворот крана с передвижением одной опоры по кривой.
Козловые краны общего назначения характеризуются следующими удельными показателями:
а) расход металла в т на 1 г грузоподъемности — для кранов легкого и среднего типов в пределах 2,1—2,9 и для кранов тяжелого типа — в пределах 1—1,4;
б) установленная мощность электродвигателей в кет на 1 т грузоподъемности — для кранов легкого и среднего типов в пределах 2,5—3 и для кранов тяжелого типа —в пределах 1,3—2,2.
К достоинствам козловых кранов общего назначения относятся простота конструкции и изготовления, возможность перекрытия одного или нескольких железнодорожных путей, складских или производственных площадок.шириной до 40 м, а также невысокая стоимость самого крана и подкрановых путей.
Козловые краны специального назначения (рис. 2) отличаются от кранов общего назначения своей конструкцией и основными параметрами. Их грузоподъемность достигает, 200—400 т, пролет —до 76 м, высота подъема грузового крюка — более.60 м.
В гидростроительстве козловые объемлющие краны большой грузоподъемности найдут применение при сооружении низко- и средненапорных ГЭС из сборного железобетона с массой сборных элементов до 150 г и более. Имея постоянную грузоподъемность в пределах всего поперечного ‘профиля сооружения, козловые объемлющие краны наиболее просто решают всю технологию монтажа таких сооружений.
Еще более эффективными при пролетах 80—100 м и грузоподъемности порядка 150 г могут оказаться кабельно-мостовые
Рис. 2. Козловый кран специального назначения:
1 — мост; 2 — грузовая тележка; 3 — нога; 4 — ходовые тележки
объемлющие конструкции кранов, в которых к концам жесткого пролетного строения прикреплены канаты для передвижения грузовых тележек. В таких кранах пролетное строение воспринимает нагрузку только от сжатия, вызываемого натяжением канатов, и от собственного веса; в пролете между олорами эти нагрузки отчасти уравновешивают одна другую и вес пролетного строения оказывается сравнительно небольшим. По сравнению с обычными козловыми кранами металлоемкость «абельно-мостовых кранов снижается почти в 1,5 раза, а мощность установленных двигателей — на 15—20%.
Кабельные краны
Кабельные краны в гидростроительстве используют при безэстакадном способе работ в труднодоступных участках, а также при возведении низко- и средненапорных гидросооружений в разнообразных топографических условиях и различных вариантах компоновки сооружений в плане.
Рис. 3. Схемы кабельных кранов:
а — устройство крана; б — неподвижный кран; в — параллельно-подвижный кран; г — радиально-подвижный кран
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--