Контрольная работа: Психологические основы творчества
Содержание
Введение
1. Психологические основы творчества
2. Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Заключение
Библиографический список
Введение
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развитие в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность:
глубоко знающую себя и владеющую собой;
активно проявляющую свою индивидуальность;
способную принимать решения и нести за них ответственность;
способную и стремящуюся к саморазвитию, при котором эта задача выступает как внутренняя необходимость развития физических и духовных сил;
способную жить в гармонии с самим собой, обществом, природой;
способную противостоять усредняющему воздействию окружающего мира.
Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.
Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция безличных, чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения у них различных психосоматических расстройств. Молодым людям, воспитанным в таких условиях, свойственна низкая культура, ригидность поведения и мышления, социальная пассивность и безответственность, повышенная тревожность и неуверенность в завтрашнем дне.
В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское отношение ребенка, развить его лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.
Цель данной работы - изучение проблемы развития творческой личности в современной системе образования.
Задачи:
выявить определение творчества, творческих способностей и творческой личности в психологической, педагогической и философской литературе;
изучить процесс развития творческой личности в современном обществе и системе образования.
1. Психологические основы творчества
К исследованию феномена творчества обращались многие мыслители и философы. Так тема о творческом призвании человекам является сквозной в работах Н.А. Бердяева, который рассматривает проблему творчества с точки зрения христианского теизма и говорит о том, что творчество создает особый мир, уподобляя человека Богу-творцу. Бердяев определяет цель творчества как искание смысла, "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу" [Бердяев 1993: 53-54]. Понятие творчества у него тесно связано с идеей внутренней свободы и поиском смысла жизни. "Недовольство конечностью и закованностью этого мира, устремленность к тому, что лежит за пределами рационального порядка" - устремляет человека к творчеству, цель которого не столько оформление в конечном результате, творческом продукте, сколько "раскрытие" бесконечного потенциала человеческих возможностей.
Стендаль также писал, что "у человека нет более благородного занятия, которое оправдало бы его существование на земле, подтверждая высокое звание человека, давая ему самое глубокое и непреходящее наслаждение с ранней юности до преклонных лет, чем творчество" [Стендаль 1989: 151].
В свете психологической науки феномен творчества был подробно рассмотрен и изучен Л.С. Выготским. Творческую деятельность он определяет как такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-то "вещью внешнего мира или известным построением ума и чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке" [Выготский 1997: 15]. В этой связи он выделил два основных вида деятельности:
воспроизводящий или репродуктивный вид детальности, где человек воспроизводит уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения;
комбинирующая или творческая деятельность, где человек создает в своем воображении что-то до сих пор не существовавшее в мире, свой образ, свою картину и реализует ее вовне.
Мозг человека - это орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов прошлого опыта новые положения и новое поведение. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и воспроизводящим свое настоящее.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--