Контрольная работа: Психология команды
Министерство образования Республики Беларусь
белорусский Государственный педагогический университет
имени Максима Танка
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
На тему:
ПСИХОЛОГИЯ КОМАНДЫ
студентки 3 курса 213 группы
факультета народной культуры
заочного отделения Лаврентьевой И.Г.
Преподаватель:
Кандидат педагогических наук,
доцент Воронецкая Л.Н.
Минск 2007
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. Условия создания классного коллектива с учетом интересов. 4
2. Алгоритм работы по формированию команды.. 5
3. Характеристики команды.. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 9
ВВЕДЕНИЕ
Сложно давать какие-либо универсальные советы, когда стремительные социальные перемены последних лет не дают нам времени на раскачку, заставляют быстро реагировать и встраиваться в изменившуюся реальность. А реальность такова: современные дети - инакомыслящие и инакодействующие! И порой нам, ой, как не просто понять и принять их - трудных и одаренных, особых и неуязвимых, индиго и педагогически запущенных. И в каждом классе нет двух одинаковых ребят!
Как создать команду из класса, если с самого раннего детства мы внушаем детям: чужих нужно опасаться, не доверять, быть начеку. Результаты тестирования школьников показывают высокий уровень недоверия и подозрительности к окружающим. Да, живем в квартирах, где на окнах решетки, вход охраняет сейф-дверь на пяти замках и приход гостей – только по предварительному звонку. "Сегодня стоит подойти к двери, как она автоматически открывается; стоит подойти к человеку, как он автоматически закрывается", - тонко подметил Пер Хальворсен.
Тем не менее, и в такой жизни есть место радости общения, особенно в подростковом возрасте. Именно его психологи называют возрастом общения, именно в нём происходит формирование навыков сосуществования, получения новой жизненно важной информации о мире, приобретение эмоционального опыта взаимодействия с окружающими людьми.
Цель данной работы разобраться - как создать из класса команду.
1. Условия создания классного коллектива с учетом интересов
Замечательно, когда социализация детей происходит в атмосфере демократического уклада жизни школы, через жизнь класса-команды, через коллективные творческие дела (КТД), в которых нет неуспешных. Не сомневаюсь, что большинство педагогов это понимают и не жалеют времени и сил для своих подопечных. Но, нет предела совершенству и поэтому, давайте, еще раз напомним условия создания классного коллектива с учетом интересов ребят.
Итак, шаг первый, перечислим интересы детей:
- интеллектуально-эстетические, связанные с глубоким интересом к какому-либо делу или области знаний. Например, увлечение музыкой, историей, дрессировкой животных, разведением рыбок;
- накопительские - это коллекционирование во всех его видах;
- телесные, связанные с физическим самосовершенствованием. Например, занятия различными видами спорта, танцами, вождением велосипеда, мотоцикла, катание на роликах, скейтбордах;
- эгоцентрические (сконцентрированные на своем "Я"), основная цель которых - привлечь к себе внимание любыми способами, по принципу "А вам слабо? ";
- информационные, сопровождающиеся желанием получать какие-либо сведения. Это могут быть и серьезная литература, и познавательные телепередачи, но и разного рода "умственные жвачки" - бессодержательные детективы, сериалы, компьютерные игры;
- коммуникативные, главная цель которых - общение, в т. ч. и с помощью Интернета [2].
Практически любые интересы и увлечения удовлетворяют потребность подростков в общении - дают повод для встреч, обеспечивают темы для разговоров, облегчают взаимопонимание. У детей есть "мода на увлечения", которая внезапно появляется и так же внезапно пропадает. Очень жаль, но замечено, что предметом этой моды практически никогда не становится то, что изучается в школе. Например, коллекционирование наклеек с участниками телепроектов и сериалов. Думаю, что у каждого учителя есть масса своих примеров на этот счет, и с этим нужно мириться. Вспомним предупреждение Ж.Ж. Руссо: "Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде, чем стать взрослыми".
2. Алгоритм работы по формированию команды
Шаг второй. Помните, что главное при создании коллектива - постановка целей.
Формируя команду, нужно понимать, что необычность классного коллектива именно в том, что основной вид деятельности - учеба - не может породить общей коллективной цели, одинаково для всех значимой, интересной, позволяющей самоутвердиться. Учебная деятельность индивидуальна! Поэтому, цель должна объединять в конкретном совместном деле, где дети могут проявить себя и получить признание сверстников. Они должны быть заинтересованы, взаимозависимы; перспективы совместного дела должны быть общими и приятными. Например, собрать в своей классной комнате самую большую коллекцию кактусов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--