Контрольная работа: Регулирование и разрешение конфликтов

в условиях правоохранительной деятельности.

Понятие конфликта. Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.

История человеческой цивилизации насыщена разного рода кон­фликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и де­сятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые соци­альные общности, третьи происходили между отдельными индиви­дами. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Еще в древ­нейших законах жестокого ассирийского царя Хаммурапи содержа­лись десятки рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликтные ситуации.

На протяжении веков лучшие умы человечества создавали тео­ретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь.

В научной литературе существуют различные подходы к опреде­лению понятия «конфликт», его структуры, динамики, типологии. Активная разработка данной проблемы привела к возникновению новой отрасли знаний — конфликтологии, которая включает в себя изучение возникновения, развития и разрешения различных кон­фликтов (от конфликтов в абстрактных системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми).

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки в разра­ботке методик и рекомендаций по преодолению конфликтов. Конфликт — неприятное, но довольно частое явление в нашей жизни. Ежедневно, а зачастую и несколько раз в день каждый человек либо оказывается в эпицентре конфликта, либо становится его свидете­лем, и тогда необходимо предпринимать какие-то конкретные ша­ги по стабилизации обстановки в окружающем социальном про­странстве, созданию здоровой атмосферы взаимоотношений в се­мье, по обеспечению конструктивного взаимодействия с близки­ми, друзьями, деловыми партнерами и т.д. В какой бы сфере кон­фликты ни возникали, они всегда сопровождаются переживания­ми, фрустрацией, стрессом и могут повлечь как физиологические, так и психологические последствия. К первым можно отнести мигрень, язвы, гипертонию, артрит, инфаркт, инсульт. Психоло­гическим результатом стресса является депрессия, потеря интереса к межличностным отношениям. А это равносильно дисквалифи­кации сотрудника ОВД, поскольку специфика профессии предпо­лагает работу с людьми.

Более того, в процессе раскрытия и расследования преступле­ний конфликты неизбежны, так как для преступников один из спо­собов избежать или уменьшить уголовную ответственность состоит в противодействии сотруднику милиции, которое проявляется в форме различных конфликтов, возникающих вследствие несовпаде­ния интересов этих лиц с профессиональными интересами сотруд­ников ОВД.

Определений понятия «конфликт» существует множество, но в любом случае его можно трактовать как столкновение интересов, взглядов, стремлений различных людей, в основе которого лежит обострение противоречий между ними, возникшее в процессе со­вместной деятельности и общения и характеризующееся противо­борством.

Во время конфликта стороны стремятся нанести друг другу мо­ральный ущерб и завладеть объектом конфликта. Данному процессу сопутствуют негативные эмоции конфликтующих сторон.

Структура конфликта. Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Ее схематично можно изобразить следующим образом: С — О — С, где С — субъект конфликта, О — объект конфликта. Чем более неделим объект конфликта, тем ост­рее он протекает. Для уточнения понятия неделимости объекта конфликта необходимо дать точное определение объекта и предмета конфликта. Предмет конфликта — это проблема, существующая объективно либо являющаяся плодом воображения конфликтующих сторон, то есть то самое противоречие, из-за которого разгорается конфликт. Каждый из субъектов конфликта стремится разрешить данную проблему в свою пользу. Объект конфликта — это материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся все конфликтующие стороны.

Рассмотрим структуру конфликта на конкретном примере. В подразделении X появляется вакантная руководящая должность. Двое сотрудников подразделения считают, что именно они должны стать руководителями. Налицо все признаки возникновения кон­фликта между этими двумя сотрудниками, которые уже могут клас­сифицироваться как субъекты конфликта.

Соответственно, предме­том конфликта здесь является вакантная должность, а объектом — престижный официальный статус, определяемый этой должностью. В ходе складывающейся ситуации четко вырисовывается противо­стояние двух сторон, поскольку такой объект, как вакантная должность, на двоих разделить нельзя.

В данном примере субъекты конфликта еще не перешли к кон­кретным действиям, направленным друг против друга, но мысленно уже начали подготовку к этим действиям. Данную стадию конфлик­та, когда обе стороны, обдумывая сложившееся положение, строят планы своих будущих действий, можно считать латентной (скры­той). В свою очередь, если один из субъектов не считает необходи­мым отвечать на выпады своего оппонента в силу каких-то опреде­ленных причин (считает, что действия оппонента в отношении его справедливы или опасается предпринимать какие-либо ответные действия), то подобную ситуацию считать конфликтом нельзя, по­скольку отсутствует основной признак конфликта — противо­борство.

Лица, вовлеченные в конфликт, в зависимости от отношения к нему могут классифицироваться следующим образом:

участник конфликтной ситуации — субъект (лицо, группа, организация), непосредственно вовлеченный во все фазы кон­фликта;

противник — субъект, придерживающийся противоположной точки зрения по отношению к основному, исходному или не­посредственному предмету конфликта;

оппонент — участник дискуссии (спора), имеющий противоположные точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы.

Оппонентов конфликта принято подразделять по типу на сильных (имеющих более высокий уровень знаний, умений, спо­собностей и личностных качеств по сравнению с другими участни­ками конфликта) и слабых (как противоположность сильным оппо­нентам), а также по рангу — на оппонентов 1, 2 и 3-го рангов.

Принято считать, что оппонент 1-го ранга в процессе конфлик­та отстаивает личные интересы; оппонент 2-го ранга — свои инте­ресы в совокупности с интересами малой группы; 3-го ранга — личные интересы в совокупности с интересами большой социальной группы. Соответственно, чем выше ранг оппонента, тем более он выражает общественные интересы, тем больше у него шансов пол­ностью овладеть объектом конфликта.

Обратившись к приведенному выше примеру, можно утверждать, что пока обе конфликтующие стороны находятся на одинаковом ранговом уровне, они имеют примерно одинаковые шансы на раз­решение вопроса о назначении на вышестоящую должность в свою пользу, но в том случае, если один из претендентов будет являться выразителем интересов коллектива сотрудников своего подразделе­ния, то его шансы на победу в этом конфликте значительно увели­чатся. Возможен гораздо более худший вариант развития событий, когда симпатии к кандидатам на руководящую должность в группе разделятся. Здесь уже очевидны все предпосылки к возникновению межгруппового конфликта внутри трудового коллектива, что, несо­мненно, приведет к дестабилизации социальной обстановки и окажет негативное влияние на конечные результаты профессиональной деятельности коллектива.

Зачастую термин «конфликт» употребляется применительно к понятию «конфликтная ситуация». Чтобы правильно различать дан­ные термины, целесообразно рассмотреть следующую схему: собы­тие (явление) противоречие — конфликтная ситуация — инцидент конфликт.

Как следует из этой схемы, после возникновения определенного события между субъектами появляется противоречие, что приводит к образованию конфликтных отношений.

Конфликтные отношения — это способ (процесс) взаимодейст­вия, характеризующийся несовпадением либо незнанием, непони­манием целей, потребностей, интересов партнера. Возникновение конфликтных взаимоотношений приводит к созданию конфликт­ной ситуации.

Конфликтная ситуация — ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения пробле­мы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого проти­востояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкно­вения, который далеко не всегда напрямую связан с основной при­чиной конфликта. Этот повод дает возможность для возникновения инцидента.

Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение проти­воречия и начало борьбы между участниками. Динамика инцидента такова: первый субъект конфликта вполне сознательно наносит урон моральный (в устной или письменной форме) или физический своему направлены против него и наносит ущерб его личным интересам. Второй субъект предпринимает адекватные действия в отношении первого субъекта конфликта.

Как уже указывалось выше, источником конфликта является противоречие, которое возникает там, где есть рассогласование:

• знаний, умений, способностей и личностных качеств;

• функций управления, эмоциональных, психических и других состояний;

• технологических, экономических процессов и т.д.;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 205
Бесплатно скачать Контрольная работа: Регулирование и разрешение конфликтов