Контрольная работа: Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика

Содержание

Введение

1. Идейно – политические течения первой половины 19 в.

Сравнительный анализ проекта П.И.Пестеля и Н.М. Муравьева

2. Общественно политические течения конца 19 в

Заключение.

Список литературы


Введение

Идейные течения и все оттенки передовой общественно-политической мысли в России в 19-го века, наряду с революционной борьбой, и либерально-оппозиционными выступлениями входят в понятие освободительное движение.

Освободительное движение в данном смысле начинается в эпоху перехода от феодализма к капитализму, т. е. в эпоху ломки феодально-абсолютистских учреждений и подъема буржуазии. Эта переходная эпоха выдвигала задачи буржуазно-демократических преобразований. В социально-экономическом и политическом развитии Россия отставала от передовых западноевропейских стран, в которых уже в XVII—XVIII вв. произошли буржуазно-демократические революции и утвердился представительный политический строй, знаменовавший собой победу буржуазии. Однако и в России на рубеже XVIII—XIX вв. были поставлены задачи таких же преобразований общественной мыслью, которая во многом заимствовала передовые идеи западноевропейских мыслителей. Но специфика России заключалась в том, что задачи буржуазно-демократического преобразования страны, выдвинутые ее освободительным движением, опережали реальные условия их осуществления. В этом в сущности заключалась и трагедия первых борцов за свободу в России.

Цель: познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.

1. Идейно – политические течения первой половины 19 в.

В первой половине 19 века в России под воздействием противоречий, связанных с возникновением капиталистического уклада, политика самодержавия менялась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создаётся ряд проектов либеральных реформ в области общественных отношений, разрабатываются проекты реорганизации высших органов государства и местного самоуправления. Наиболее подробный проект реформирования государственного управления был разработан Сперанским по поручению Александра I в 1809 г. В этом проекте Сперанский проводил идею разделения властей, ограничения монархии, отмены крепостничества.

Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.

Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита и других ученых, связывавших свободу личности с идеями частного владения, частного предпринимательства и конкуренции.

Ядро классического либерализма образует следующие положения:

- абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- существование неотчуждаемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

- договорный характер отношений между государством и индивидом;

- верховенство закона как инструмента социального контроля;

- ограничение объема и сфер деятельности государства;

- защищенность - прежде всего от государственного вмешательства - частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни.

Либерализм эволюционировал с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. Новый облик либерализма еще не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.

Неолибералы видят ошибку старого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы. Они подчеркивают, что в нормально функционирующем обществе должны быть преодолены наиболее вопиющие виды неравенства, препятствующие свободному развитию каждого индивида и дестабилизирующие общество. Государство только в том случае является социальным и правовым, если обеспечивает экономические средства для достижения разумных целей.

Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем

В семидесятые-восьмидесятые годы доминирующим идеологическим течением в странах Запада был неоконсерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции во Франции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозеф де Местр и Луи Бональд.

Их система воззрений базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.). Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убеждён, что новые права обществу обязана даровать власть. Обществу, разделенному на сословия, права и обязанности которых установлены законом, необходимы гражданское и уголовное право, публичное ведение судебных дел, свобода печати. Большое значение придавал Сперанский воспитанию общественного мнения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 148
Бесплатно скачать Контрольная работа: Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика