Контрольная работа: Системный подход в исследовании социально-экономических и политических процессов
Содержание
Введение
1. Основные понятия системного подхода
2. Специфика системного подхода в исследовании социально-экономических политических процессов
3. Построение модели системного анализа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Процесс познания и исследования является основополагающим процессом человеческой жизнедеятельности. Познание предшествует любой осознанной деятельности, а результаты исследований являются основой для деятельности человека. То насколько ясно человек представляет себе природу объектов и процессов окружающего мира и полнота меры его понимания этих объектов и процессов определяет адекватность поведения человека по отношению к ним и то, насколько успешным будет его управление.
В частности если говорить о социально-экономических и политических процессах, то можно сказать, что это весьма сложные процессы, так же как и сложны объекты социально-экономического и политического миров. В этих отношениях участвуют многие субъекты имеющие многочисленные разнообразные связи. Эти процессы невозможно понять, не рассматривая их как процессы, происходящие в сложных системах и являющиеся результатом взаимодействия множества элементов. Необходимо стремиться познать систему как можно в более полной мере.
Системный подход и является таким методом исследования, при котором исследуемый объект представляется как система взаимосвязанных компонентов. Сложность системного подхода напрямую зависит от сложности исследуемой системы, потому системный подход в отношении сферы общественных отношений весьма сложен, но, тем не менее, он необходим, поскольку даёт наиболее полное представление об объекте исследования.
В данной работе будут рассмотрены теоретические основы системного подхода, а также рассмотрено построение модели системного анализа -дерева целей.
1. Основные понятия системного подхода
Системный подход, как метод исследования в первую очередь, характеризуется тем, что предполагает рассмотрение объекта исследования как системы. Понятие система, в связи с этим, является ключевым при рассмотрении этого метода.
Система – это совокупность элементов, объединённых в единое целое, каким-либо образом ограниченное от среды, и структура связей между этими элементами.
В качестве системы может быть рассмотрен любой неэлементарный объект, в котором можно выделить части, находящиеся во взаимодействии.
При рассмотрении понятия системы упоминается понятие элемент. Элемент можно назвать структурной единицей системы, своего рода, узлом замыкания связей.
Элемент – неделимая часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению к данной системе. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учёта в пределах модели данной системы его внутреннего строения[1] .
Связи представляют собой некоторые постоянные структурные взаимодействия между элементами. Связи обеспечивают процесс обмена информацией или энергией в системе и, подтверждая своё название, связывают разрозненные элементы системы в единое целое.
Совокупность связей между элементам создаёт структуру системы, - устойчивую конфигурацию, - упорядоченность и характер взаимодействий элементов.
Таким образом, формируется целостность системы – такое состояние, при котором элементы находятся в постоянном взаимодействии, и изменение состояния одного элемента, через системные связи передаётся другим, то есть система реагирует на воздействие целиком. Кроме того, целостность системы предполагает наличие в системе своего собственного источника развития, то есть некоторой самостоятельности, или, иначе говоря, субъективности.
Сами элементы системы, также, могут рассматриваться как системы или подсистемы в зависимости от целей исследования. В принципе рассматривая какую-либо систему, принимая её за точку отсчёта – начальный иерархический уровень, - мы можем сколько угодно расширять границы системы, а точнее переходить к рассмотрению все более крупных система, в которых предыдущие являются подсистемами, или вовсе элементами. Так же мы можем двигаться и в другую сторону, представляя элементы системы как подсистемы, подвергая их анализу.
Таким образом, можно сказать, что границы системы определяются исключительно позицией исследователя и целями исследования. А определение границ системы это условное разделение мира на две части, одна из которых называется системой, а вторая средой.
Для систем характерно проявление свойства эмерджментности, суть которого в том, что объединённые в систему элементы, в результате взаимодействия начинают проявлять свойства, не имевшиеся у них по отдельности, или иначе говоря, система проявляет свойства, которыми не обладают элементы системы сами по себе.
Системный подход это, именно, методологический подход к исследованию. Любое исследование это построение некоторой субъективной модели объективного явления или объекта; при системном подходе объект исследования моделируется как система. При этом прочие общенаучные методы, например, такие как синтез и анализ, дедукция и индукция могут выступать как средства.
Применении системного подхода к исследованию основано на определённых принципах.
Принцип фиксирования целостности системы предполагает рассмотрение системы как целого, состоящего из элементов. Система состоит из частей, а не делится на части. При этом сама система, при определённом рассмотрении, может выступать как целое и неделимое.
Определяющими характеристиками системы являются её элементы и структура связей и отношений между ними, следовательно, изучить систему это изучить эти самые составляющие её элементы и их связи.
Следующий принцип исследования системы состоит в выявлении источников развития системы. Сложным системам свойственно развитие и изменение под воздействием внешних факторов, что может являться адаптацией системы к среде. Также системе свойственно воспроизводство своих структуры и функций. Выявление источников развития это определение субъектов формирующих управляющее воздействие на систему и определение природы воздействия. А также механизма формирования реакции системы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--