Контрольная работа: Сопоставительная характеристика творчества поэтов-романтиков Н. Тихонова и Н. Асеева
Генераловой Вероники, гр. 402
Двадцатый век породил много ярких талантов, величайших поэтов, рупоров идей своего времени – они вошли в историю русской литературы под знаком избранности. Однако не все труженики пера были удостоены пристального внимания, писатели «второго плана» несправедливо отодвинуты за кулисы литературоведения. Николай Асеев (1889–1963) и Николай Тихонов (1896–1979) также отдали свои жизни на служение «поэтическому фронту», их наряду с Багрицким, Луговским и Светловым называли романтиками Октября.
Октябрьская социалистическая революция – событие первостепенной важности для поколения, рожденного на рубеже веков, поскольку именно оно имело возможность наблюдать все недостатки старого режима и, основываясь на известном опыте зарубежных стран, планировать перемены в своей. Революция понималась ими как основной способ достичь будущего, идеалами которого они грезили, поэтому и Революция, и Гражданская война во многом определили главные особенности их творчества, эта линия «была их генеральной и многообразно преломившейся темой»1 , «Октябрь придал новые силы, окрылил большую группу пролетарских поэтов, в творчестве которых получил развитие опыт революционно-романтической поэзии прошлых веков»2 . Воспевая мир светлого будущего, противопоставленный серости настоящего, поэты Революции приближали себя к романтикам, этому во многом способствовал утверждаемый в стихотворениях пафос. Однако пути, которыми Асеев и Тихонов пришли к романтизму Октября, были различны.
Критерий сравнения | Николай Асеев | Николай Тихонов |
Начало творческого пути |
Николай Асеев выпустил свою первую книгу стихов в 1914 году; за четыре года он прошел сложный эволюционный путь: «рафинированный интеллигент» и декадент-романтик, кубофутурист, примкнувший к молодой «Центрифуге», соратник Маяковского, сам «лефовец», поначалу примеряет к своей поэзии пролеткультовско-лефовскую идею «рационализации» человека, пафосный бунтарь против меркантильного мещанства, с радостью принявший Мировую войну, и, наконец, романтик Октября. |
Первые свои стихотворения (сборник «Жизнь под звездами») молодой Николай Тихонов пишет на фронте империалистической войны, куда он уходит добровольцем. Будучи сыном ремесленника, Тихонов имел возможность узнать жизнь в заводских окраинах столицы бедняков и бесприютных людей, увидеть лужи крови вечером 9 января 1905 г. на Дворцовой площади, познать социальное неравенство. «Семья ремесленника, среда, в которой я провел раннее детство и юность, не могли способствовать развитию любви к искусству или литературе. Скромного заработка родителей едва хватало на содержание семьи. Дом был старый, с покосившимися дверями и низкими потолками. Квартира тесная, маленькая…» |
Перекличка с предшествующей литературой |
Помимо футуриста Д. Бурлюка, с которым Асеев сблизился в начале своей стихотворной карьеры, на поэта оказала влияние тесная дружба с В. Маяковским (они некоторое время жили вместе). В частности, это проявляется в стихотворениях «Перебор рифм» (1929) и «Искусство» (1930); характерная для Маяковского лесенка у Асеева, однако, оформляет не акцентный, а силлабо-тонический стих. С Маяковским роднит здесь составная и нетривиальная рифма (в высвисте—выцвести, увядающими—не бела еще) и внимание к акцентированию нужных слов выведением их в отдельную строку. Закономерно появление в 1940 году появление поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается», где изображена судьба поэта в непосредственной связи с судьбами его страны, образ характеризуется масштабностью: Он шел по бульвару, худой и плечистый, возникший откуда-то сразу, извне, высокий, как знамя, взметенное в чистой июньской несношенной голубизне. Точность образного строя сочетается с романтической приподнятость повествования. Широко воссоздана историческая обстановка, в которой разворачивался талант Маяковского: предреволюционная Москва, Петербург, Грузия, Багдади. В творчестве самого Асеева эта поэма обозначила новый этап: гражданским пафосом, широтой исторического кругозора, реалистической образностью она знаменовала отход от футуристических и лефовских идей. Сильное действие оказала экспериментаторская лирика В. Хлебникова. Вслед за ним, он старается открыть древний славянский корень и на его основе создать новое слово, использует хлебниковские приемы: Бунь на поле Цветляны Осень сбежала – Олень, - Только твои не сгубляны Ясовки яблочный день. Только твои не срубляны Белые корни небес, Дивится делу Цветляны Детская доля живес. --> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 245
Бесплатно скачать Контрольная работа: Сопоставительная характеристика творчества поэтов-романтиков Н. Тихонова и Н. Асеева
|