Контрольная работа: Социологии управления
Дисц. Социология управления
Вопр 1.3.1.Бюрократия как феномен управления .
Бюрократия – буквально власть канцелярии; явление общественной жизни; иерархически организованная, оторванная от интересов народа и чуждая ему система управления обществом. Бюрократия возникает с появлением гос-ва и выделением особого слоя людей, связанного с управлением (чиновничества). Бюрократия характеризуется тем, что этот слой управления абсолютизирует свои корпоративные, особые интересы в ущерб общим, превращая гос-ые задачи в канцелярские и наоборот.
Согласно учению М.Вебера, она сформировалась в эпоху Нового времени, первоначально охватывая сферу внутрихозяйственного управления наиболее крупных предприятий.
Под бюрократией подразумевается управление аппаратом, состоящих из назначенных чиновников.
М.Вебер сформулировал черты, обеспечивающие эффективность бюрократии, которые он обозначил как свойства рациональной бюрократии:
1. Лично свободны и подчиняются лишь деловому служебному долгу.
2. Имеют жесткую служебную иерархию.
3. Имеют конкретно определенную служебную компетенцию.
4. Работают по контракту, следовательно (принципиально), на основе свободного выбора.
5. Назначаются (а не избираются) в соответствии со специальной классификацией в наиболее рациональном случае подтвержденной экзаменом и заверенной дипломом.
6. Вознаграждаются фиксированным денежным содержанием, а чаще всего и пенсионным обеспечением, которого, конечно, может лишить лишь хозяин (особенно на частных предприятиях), а обычно чиновник.
7. рассматривают свою службу как единственную или основную профессию.
8. Четко представляют себе карьеру: «повышение» в соответствии со служебным стажем или с заслугами, в том числе и в зависимости от мнения начальства.
9. Работают в полоном отрыве от средств управления и без апроприации служебных мест.
10. Подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.
Проблема, которую рассматривал М.Вебер, заключалась в том, как не допустить, чтобы присущая бюрократии тенденция сосредоточивать в своих руках власть достигла той точки, где бюрократия контролировала бы политику и деятельность той организации, которой она должна была бы служить.
Бюрократия в марксистском подходе рассматривается как организм – паразит, который «нарос» на теле государства, т.е. исключительно отрицательное понимание бюрократии.
У бюрократа гос-ая цель превращается в его личную цель, в погоню за чинами, в делание карьеры.
По Паркинсону – бюрократ всегда существует параллельно с государством и всегда имеет тенденцию к разрастанию (чиновник множит себе подобных, своих подчиненных, т.е. тех, кто не обскачет). Аппарат разрастается, а качество работы ухудшается.
По Курашвили – близко к марксистскому, но разделено на 2 вида:
добросовестная (заботится о задаваемом сверху порядке);
своекорыстная – максимум карьеризма, собственной выгоды, минимум общественной пользы.
По Мизесу : от классического управления бюрократии должны перейти к правлению на основе мотива получения прибыли.
Рассмотрев несколько точек зрения, мы видим, что разные авторы по-разному оценивают это явление, но ни один не заявляет о необходимости полного устранения бюрократии.
Правительство не может обойтись без бюрократических учреждений и методов. И поскольку взаимодействие в обществе невозможно без гос-го управления, в каких-то пределах бюрократия всегда необходима.
За многие годы господства командно-приказной системы управления в нашей стране бюрократизм разросся до опасных пределов. Такие его проявления, как диктат, административный произвол в экономике, социальной и духовной сферах, казенное равнодушие к правам и нуждам людей, пренебрежительное отношение к общественному мнению и социальному опыту трудящихся являются и поныне существенным тормозом развития общества, требуют целой системы средств демократизации всех сторон общественной жизни.
Социология управления
1.3.2. Государственный (национальный) интерес .
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--