Контрольная работа: Современная политика как практическая деятельность

1. Введение. Зачарованный сон.

2. Категория «политика». Четырежды истолкованная.

3. Сущность внутренней и внешней политики государства. Связанные одной цепью.

4. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Субъективно об объективном.

5. Мотивация стремления человека в политику. Я б в политики пошел, кто меня научит?

6. Экономическая и социальная политика современного Российского государства: ее эффективность и противоречия. Сюрприз, еще сюрприз…

1. Введение. Зачарованный сон.

Сознание того, что живешь в самой лучшей в мире стране, самой заботливой и счастливой, - словно зачарованный сон из прошлой жизни. Безусловно, и тогда мы что-то слышали о политике: «гонка вооружения» (переживания, как бы в ней не отстать), «победное шествие социализма по планете» (вот гордости-то было), одним словом, «пролетарий всех стран, объединяйтесь!».

Сегодня под более пристальным наблюдением россиян находится скорее внутренняя политика государства, нежели внешняя. За ней, политикой внутренней, следят как никогда рьяно, ее критикуют, от нее ждут больше частью неприятных сюрпризов и, увы, - ничего хорошего. Наверное, любой, с легкостью даст теперь определение категории «политика» - это когда «дерутся за власть», дерутся отчаянно и беспринципно, выливая ушаты черного пиара, нанимая имиджемейкеров, политконсультантов, а в особо запущенных случаях – киллеров…

Австрийский политолог Макс Вебер в своей «Политике как призвание и профессия» задается вопросом: «Что мы понимаем под политикой?» И отвечает: «Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». Он писал для прошлого века, но в этом отношении с тех пор мало что изменилось. Продолжая цитировать Вебера, скажу: «Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством ».

2. Категория «политика». Четырежды истолкованная.

Обратимся к справочной информации.

Политика происходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Вплоть до кон. XIX в. политика традиционно рассматривалась как учение о государстве, т.е. власти институционального, государственного уровня. Однако уже в Новое время развитие политической мысли и представлений о государстве привело к выделению наук о государстве и их обособлению от политической философии и политической науки. Представление о политике значительно расширилось, и понимание политики стало весьма сложной проблемой, во всяком случае, оно оказалось предметом самых различных толкований.

В настоящее время можно выделить не менее четырех основных толкований политики:

1) как отношения, включающего согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами (В.И. Ленин), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В основе такого понимания политики лежат представления об общении людей, их взаимодействии, совместном решении ими их общих дел, понимаемых как дела государства (Аристотель), а также об отношениях к обществу власти (т.е. государства) и между властями (государств друг к другу) - в средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового времени. Акцент на борьбе, тоже весьма древний, был усилен в марксизме и у Ленина, в частности, идеей классовой борьбы как движущего начала истории. Новое и более философское обоснование эта концепция политики получила в XX в. в теории конфликтной природы политики у К. Шмитта и Ж. Френда.

2) Логически вытекающее из первого понимания отождествление политики с другими политическими явлениями, такими, как господство, власть, а следовательно, и государство (о чем и шла речь выше); средства политики - та же власть, насилие, язык и языковые структуры, речь и символика и т.п.; деятельность - управление, организация, контроль и пр.; знание, умение (Платон и современные технократические концепции); жизнедеятельность (у Аристотеля наиболее органическое представление о природном свойстве человека заниматься совместно с другими людьми их общими делами).

3) Объяснение через функции (функциональное) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или, наоборот, ведение войны, контроль общества и человека и т.д. и т.п. Перечисление функций политики ради ее, возможно более полного, определения (как и ее задачи, хотя сама по себе политика не может иметь их, поскольку решение политических задач опосредовано наличием действующих ради этого сил, направлений, власти, которая и решает их) не имеет ни конца, ни, следовательно, смысла.

4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos - цель), т.е. определение путем еще более бесконечного и малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование, к тому же очень близкое к нему и по сути своей чрезмерно конкретное.

Всем этим толкованиям присущи многие общие и их собственные недостатки: они не конечны, и сами нуждаются в дальнейших определениях, особенно тождества, которые не столько определяют, сколько замещают политику; они часто неспецифичны для нее - как, например, деятельность, средство, отношение, конфликт, борьба, решение задач; наличие функций и целей может определять любое другое смежное общественное явление - право, идеологию, мораль, экономику и т.п.. Многие определения не просто и не только взаимосвязаны, но и пересекаются, иногда многократно, например, власть как бы тождественна политике и в то же время она и деятельность, и средство, и цель, и, наконец, функция политики; отпадают, далее, самые слабые определения - через средства, цели и др.

Решение проблемы наметил уже К. Шмитт, ее усовершенствовали современные исследователи. Оно состоит в выделении самой политики ее универсальной абстрактной сущности - ее принципиального начала, что избавляет от частных, неполных, чересчур конкретных определений и перечислений и позволяет выработать обобщенную емкую формулу, определяющую ее сущность , и отдельно собрать ее конкретные виды, формы и проявления (много разных политик - внутренних, внешних, мирных, силовых и т.д. и т.п.), относительно которых возможны соответствующие частные определения, справедливые и по отношению к более общим трактовкам политики.

3. Сущность внутренней и внешней политики государства.

Связанные одной цепью.

Остановимся подробнее на внутренней и внешней политике государства.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей внутренней политики. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. Фундаментом внутренней политики. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями. Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешней политики деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешней политикой целей. Формой традиционного осуществления внешней политики является установление дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между государствами; открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство государства в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями и другими общественными организациями; осуществление и поддержание на различном уровне эпизодических и регулярных контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет государству разнообразить сочетание методов и средств внешней политики деятельности: осуществление регулярного обмена информацией, обмен визитами на разных уровнях; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов, включая договоры и соглашения конфиденциального и секретного характера; способствование развитию возможностей внутри - и внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию аналогичных возможностей других (по тем или иным направлениям); подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий и т.д.

В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя политики решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждое из двух основных направлений политики имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярко выраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

4. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Субъективно об объективном.

Политика как социальная деятельность, направлена на завоевание, удержание и реализацию власти, связана с отношениями между людьми. Поэтому объектами и субъектами политики выступают люди со своим опытом, потребностями, интересами, идеалами и ценностными ориентациями.

В политической практике авторитарно-бюрокротической системы личность не признавалась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли политических субъектов могли выступать лишь народные массы, классы, партии. Личность имела право участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальной структуры с жёсткой регламентацией политической функции. Такой стереотип политического поведения насаждался всеми институтами политической социализации, начиная со школьных политизированных организаций: пионерской, комсомола, заканчивая партией.

Отчуждённый от политики советский человек так формировался системой, что оказался не готов к тем переменам, которые начались в стране с 1985 года и связывались с надеждой на демократизацию общества, его обновление, выход из состояния застоя. Люди не привыкли к ситуации выбора, многообразию интересов, многовариантности решений. За них многое решало государство: обеспечивало зарплатой, работой, жильём, образованием и т.п., забирая взамен возможность самостоятельно утверждать себя в жизни. Привычка жить в условиях жёсткого режима при определённом уровне социальной защищённости у многих атрофировала чувство свободы, породила готовность к добровольному рабству. Пассивность и аполитичность, распространившиеся в обществе, свидетельствуют о том, что личностный уровень демократизации в обществе остаётся низким, не удовлетворяющим требованиям времени. Всё более актуальной становится проблема личности как субъекта политической деятельности.

Под политическим субъектом в политологии понимается носитель предметно-практической деятельности, источник активности, направленный на объект. В политике субъект и объект подразделяются на индивидуальные и групповые: человек, коллектив, социальная группа, организация, класс, государство, общество. Они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлености, способны меняться местами. По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и способах её реализации.

Мерой политической субъективности человека является его политическая активность, участие в политической жизни. Она поддаётся количественным измерениям, поэтому изучается методами социологии. Например, в последние годы в нашей стране широкое распространение приобрели опросы общественного мнения по поводу актуальных политических событий, результаты которых дают представления о степени политизированности масс, их готовности к определённым политическим действиям. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.

К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др.

А вот термин «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке понятие политический процесс используют, как правило, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 189
Бесплатно скачать Контрольная работа: Современная политика как практическая деятельность