Контрольная работа: Учет и аудит товарных операций малого предприятия
Содержание
Введение
1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП). Нормативное обеспечение
2. Бухгалтерские счета
3. Расчеты с покупателями. Реализация товаров
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность настоящей работы обусловлена следующими положениями. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменяются формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Ныне предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесения амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятий, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи. Предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном законодательством. Налоговые и иные государственные органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятия, осуществляют ее по мере необходимости в пределах своей компетенции. Обязанность предприятия вести учет своего имущества и совершенных хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, данными которой могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвала необходимость независимого вневедомственного финансового контроля – аудита, который осуществляется гражданами-предпринимателями и предприятиями. Целью работы является изучение существующего порядка учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП) и разработка предложений по их совершенствованию
1. Теоретические и методологические аспекты учета и аудита товарных операций малого предприятия (МП). Нормативное обеспечение
Осуществляемый на каждом предприятии учетный процесс включает в себя документацию, документооборот, учетную регистрацию, формы учета и отчетность. Хотя в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, управляющим органом по осуществлению технологического учетного процесса является учетный аппарат в лице главного бухгалтера. Именно главный бухгалтер в соответствии с правами и обязанностями, возложенными на него Законом о бухгалтерском учете. Положением о бухгалтерском учете и отчетности и другими нормативными документами, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них требований и правил ведения бухгалтерского учета. От того, насколько грамотно в учетном процессе используются нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет в России, зависит эффективность функционирования учетной службы на предприятии. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней. Первую группу документов составляют Законы, указы Президента, постановления Правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. К этой группе документов относятся: Гражданский кодекс РФ (1-я и 2-я части), ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", ФЗ от 14.06.96 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", ФЗ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и др. Вторую группу системы нормативного регулирования составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие Положения:
– Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94), утверждено Приказом МФ РФ от 28.07.94 № 100;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утверждено приказом МФ РФ от 20.12.94 № 167;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утверждено приказом МФ РФ от 13.06.95 № 50;
– Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утверждено приказом МФ РФ от 8.02.96 № 10;
– Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств (ПБУ 4/97), утверждено приказом МФ РФ от 03.09.97 № 654.
Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими указаниями, инструкциями, рекомендациями и т. п. Основными из них являются:
– Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 № 552 (с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительствами РФ от 1.07.95 № 661 и от 20.11.95 N" 1133);
– О квартальной бухгалтерской отчетности (Приказ МФ РФ от 03.02.97 № 8);
– О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (Приказ МФ РФ от 15.01.97 № 2);
– О годовой бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 12.11.96 № 97);
– О формировании годовой бухгалтерской отчетности организации (Приказ МФ РФ от 21.11.97 № 81 н) и другие.
Документами 4-го уровня в системе регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.
Предлагается четырехуровневая система правового регулирования бухгалтерского учета. Первый уровень – закон о бухгалтерском учете, который непосредственно входит в группу основных элементов, регламентирующих хозяйственное право. Второй у ровень составляют акты Правительства России, других исполнительных органов, которые раскрывают, детализируют требования законов. Третий уровень – стандарты по учету и отчетности, в которых должны быть определены основные принципы ведения бухгалтерского учета. Задача стандартов состоит в том, чтобы регламентировать организацию и ведение бухгалтерского учета на отдельных его участках. Наконец, документы четвертого уровня – рекомендации, которые обеспечивают практическую деятельность и носят вспомогательный характер. Основная их цель – реализовать учетный процесс с использованием прогрессивных приемов и рациональных способов работы. Изложенная систематизация нормативных актов, на мой взгляд, в целом правильно ориентирует правовое регулирование бухгалтерского учета в России. Отметим лишь, что место и соподчиненность закона о бухгалтерском учете с другими актами хозяйственного права следует определить не в самом этом законе, а в хозяйственном (предпринимательском) кодексе. Основное же замечание касается определения роли и природы стандартов бухгалтерского учета. Другими словами, стандарты бухгалтерского учета, отчетности и аудита – это разновидность нормативного акта, утверждаемого органами государственного управления. Такой подход просматривается в нормативной практике Германии и Франции, где основные принципы и правила бухгалтерского учета изложены в правовых актах, что характерно и для России. Конечно, роль профессиональных бухгалтерско-учетных организаций в подготовке документов никто не умаляет, но стандарты в континентальной Европе – это скорее набор или "кодекс" норм профессиональной этики и деловых обыкновений. Состояние правового регулирования бухгалтерского учета и аудита позволяет утверждать, что главное сейчас – не разработка стандартов, а подготовка и принятие закона об аудиторской деятельности и других правовых актов, которые точно определяли бы сферу применения аудиторской проверки, содержание, объем и форму бухгалтерской (финансовой) отчетности экономи ческих субъе ктов, указали бы случаи обязательного аудита, отграничили бы функции независимого вневедомственного финансового контроля от форм государственного контроля (ревизия), и прежде всего налоговых органов. Временные правила определяют аудиторскую деятель ность (аудит) как предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и дру гих финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также по оказанию иных аудиторских услуг (п. 3). Как следует из п. 1 ч. II Временных правил, они, правила, применяются, если осуществляются аудиторские проверки деятельности органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления. На наш взгляд, таких аудиторских проверок быть не может, так как проверки организуются на началах д иска и имущественной ответственности, что к органам власти не применимо. Для этого существуют специально уполномоченные лица и органы, прежде всего КРУ Министерства финансов РФ. Кстати, п. 4 Временных правил предусматривает осуществление финансового контроля за деятельностью экономических субъектов специально уполномоченными на то государственными органами. Следует четко установить в законе об аудиторской деятельности, что финансовый контроль осуществляется за предпринимательской деятельностью предприятий и проводится только независимыми аудиторами. Финансовая же отчетность, платежно-расчетная документация, налоговые декларации и другие финансовые обязательства органов государственной власти и управления, местного самоуправления должны контролироваться Счетной палатой, Министерством финансов РФ и другими государственными органами по правилам и процедурам ведомственного финансового контроля. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности э кономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. От ведомственной, прежде всего государств енной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объеме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.
2. Бухгалтерские счета
Для синтетического учета расчетов с поставщиками используются следующие бухгалтерские счета:
Таблица 1
№ счета | Название счета | Актив | Рекомендуемая аналитика |
Пассив | |||
60 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | Пассив | По каждому поставщику в разрезе каждого предъявленного счета |
61 | Расчеты по авансам выданным | Актив | По каждому поставщику в разрезе каждого оплаченного счета |
63 | Расчеты по претензиям | Актив | По каждому поставщику в разрезе каждой претензии |
76 | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами | Активно-пассивный | По каждому поставщику |
90 | Краткосрочные кредиты банков | Пассив | По банкам, отдельным кредитам |
Все операции, связанные с расчетами за поступившие товарно-материальные ценности и услуги, отражаются на пассивном счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". По дебету, которого учитываются суммы, погашенной нами, задолженности поставщикам материальных ценностей (работ, услуг). По кредиту – возникающая задолженность перед поставщиками и подрядчиками. При журнально-ордерном методе, учет ведется в журнале-ордере № 6. Это комбинированный регистр, аналитический учет, в котором организован в разрезе каждого платежного документа, приемного акта. Остаток этого счета переносится на следующий учетный период и отражается в пассиве балансе по строке 621. Инструкция по применению Плана счетов прямо предусматривает, что счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат. Поскольку счет 60 пассивный то его применяют при последующей оплате. Иначе может создаться ситуация когда на пассивном счете возникает дебетовое сальдо, а это не корректно экономически. Для предварительной оплаты предназначен активный счет 61 "Расчеты по авансам выданным". Суммы выданных авансов в дальнейшем зачитываются в корреспонденции с дебетом счета 60. Таким образом, у счета 60 не может быть дебетового сальдо на конец отчетного периода, наличие такового говорит об авансах, выданных поставщикам, которые должны быть отнесены на счет 61 "Расчеты по авансам выданным" Встречающиеся рекомендации по отнесению в затраты на производство покупной стоимости (без НДС) материальных ценностей, непосредственно со счетами расчетов (60, 76), представляется не совсем методологически правильным. Более правильным представляется предварительное оприходование материальных ценностей на склад (счета учета производственных запасов), с последующим списанием в производство.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--