Контрольная работа: Управление качеством и его показатели
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель качества с точки зрения философии. Условия, нормы и факторы, определяющие качество. Интегральная модель качества
2. Характеристика основных групп показателей качества
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Цель качества с точки зрения философии. Условия, нормы и факторы, определяющие качество. Интегральная модель качества
С философской точки зрения основная цель качества - внести осмысленность в жизнь человека, сделать ее более творческой и радостной. Человек не только участвует в действии природных сил, и его деятельность приобрела все качества мощной геологической силы, но он должен знать цель планетарно-космического процесса, что придает осмысленность и свободу его действиям.
Цель качества, таким образом, определяется:
- мировоззренческими ориентирами: человек живет и действует в качественно многообразном мире. Системы мироздания, начиная с микроявлений и кончая галактическими образованиями, представляют собой качественные явления, имеющие специфические пространственно-временные характеристики;
- логико-гносеологическими и методологическими условиями: познавая те или иные процессы, которые становятся объектом для научного исследования, мы прежде всего стремимся выявить их качественную определенность, раскрыть их свойства, связи и отношения. Применяемые при этом методы и сродства в той или иной степени учитывают качественные особенности исследуемого объекта,
- психологическими факторами: качественная, хорошо организованная деятельность, а также и качество производственной среды вызывают положительные эмоции и чувства, приносят удовлетворение. Качество тем самым положительно "заряжает" человека;
- этическими и эстетическими нормами и принципами. Нравственно развитый человек творит, организует свою деятельность, ориентируясь на принцип качества, и направляет максимум усилий своей душевной энергии на его достижение. Эстетика качества, красота воспитывают нравственную чистоту, человеческие качества;
- социальной основой: человек стремится жить в качественном социуме, в котором созданы условия для его жизни и творчества. Социум должен иметь такие качественные характеристики: целостность, духовность, демократичность, гуманистичность и т. п.;
- технологическими условиями. Они определяют значимость качества: материалов, проектирования, технологий, работающего персонала и т. д.
Итогом этих условий и является качество продукции, процессов, услуг.
В современных условиях общественного развития недостаточно говорить об ориентированности на качество. Внимание должно быть направлено на решение проблем управления качеством. Качество является целостным, динамичным и сознательно направляемым процессом. Полагаться на его спонтанность и стихийность развития означало бы подходить к этому феномену с устаревающих мировоззренческих и методологических позиций.
Согласно мнению ведущих специалистов в области управления качеством, в частности А. Фейгенбаума, при выработке стратегии развития следует иметь в виду две формы соперничества и конкуренции. Первая общеизвестна и традиционна, так как связана с обеспечением конкурентоспособности товаров и услуг на международном рынке и завоеванием этого рынка. Вторая – невидима и заключена в самой среде – интеллектуальной, творческой, управленческой, а также в том, как понимают проблему качества и решают ее в конкурирующих странах или фирмах руководители и менеджеры, инженеры и рабочие, политики и экономисты. Эта форма конкуренции менее поддается оценке и требует больших усилий для своего развития, но именно она – ключ к стратегическому обеспечению конкурентоспособности страны, что предполагает эффективность работы руководящих менеджеров, направленной на использование совокупных возможностей людей – их умений, навыков и взаимоотношений – в интересах компаний и общества в целом.
Для современной России актуальны две названные стратегии, но с приоритетом на решение проблем управления качеством. Диалектика учит тому, что высшее должно определять низшее, что позволит уже на этапе индустриального развития заложить критерии постиндустриального общества.
В развертывании стратегий от качества продукции к качеству жизни, от решения проблем управления качеством к проблемам управления качеством жизни имеется определенная логика и последовательность восхождения от менее сложного к более сложному, от частного к общему, от абстрактного к конкретному. Если в ХХ в. главной задачей было обеспечение потребителя качественной продукцией и услугами, то в ХХI в. задача усложняется, ибо речь идет о качестве жизни, где качество товаров и услуг – лишь элемент этой новой целостности. Если в конце ХХ столетия усилия были направлены на то, чтобы создать систему управления качеством, то в перспективе должны решаться задачи управления качеством жизни.
Поучительна в этой связи логика формирования стандартов управления качеством. Нормы ISO-9000 были разработаны применительно к повышению качества изделий на производстве. Они дают общие формулировки, не связанные со спецификой изделий или предприятий, регламентируют применение норм и разработки системы управления качеством. Нормы ISO-9000-1 уже помогают ориентироваться в том, как применять системы качества, как их оценивать и каковы возможные результаты их применения. Однако пока речь идет об обеспечении качества и описании системы управления качеством вне предприятия (работы по развитию, разработке, обслуживанию). Нормы ISO-9002 ориентированы на производство, а нормы ISO 9003 – на решение проблем окончательного контроля. Нормы ISO 9004 (ISO 9004-1 9004-6) описывают общий характер управления качеством и его элементы: основные понятия, ответственность руководства, финансовые решения, маркетинг качества в проектировании, обеспечении, процессах управления, планирования, улучшения, контроля, коррекционных действиях, документах, безопасности изделия и применения статистических методов. Получили известность также нормы ISO 10011 (проверка системы качества), ISO 10013 (разработка книги качества), ISO 10012 (измерение качества). Продолжается дальнейшая разработка и детализация отдельных аспектов проблем качества, создания систем качества и решение вопросов управленческого характера ‑ версия ISO 2001 и более современные варианты. Важнейшими, действующими на систему факторами считаются политика качества, организационная структура, проведение работ по развитию и производству, производственные процессы и сами изделия. В основе этой логики формирования стандартов находится процесс перехода от отдельных элементов к целостной системе, от общих положений к их дальнейшей конкретизации.
Необходимо философское осмысление существа проблем управления качеством, что позволит с учетом национального и мирового опыта подойти к формированию интегральной системы управления качеством, которую можно представить в виде эллипсоида.
Интегральное понимание качества требует более широкого философского подхода к проблемам рассмотрения феномена управления качеством. Управление представляет собой, с одной стороны, целенаправленное воздействие на объект с целью придания ему новой качественной определенности, с другой ‑ само управление есть функция качества. Управление - это не только качественный вид деятельности, на что обычно больше обращают внимание, но прежде всего ‑ системная деятельность. Субъект, объект, цели, средства и методы управления взаимообусловливаются и находятся в системной взаимосвязи. В этой системности полнее выявляют свои возможности все "слагаемые" процесса управления (рис. 1).
Субъект управления: участники процесса управления; специфические органы управления. Качество субъекта управления во многом определяется тем, насколько и как вовлечены в процесс управления все его участники.
Средства и методы управления: человеческие качества; властные отношения; информационные ресурсы.
Рис. 1. Интегральная модель качества
Качество объекта управления определяется отношениями между людьми. Через формирование этих отношений объекту управления придается новое качество. Важное значение имеют и проблемы управления технологическими процессами.
Рассматривая проблемы качества, следует обратить внимание на такую категорию, как управляемость, представляющую собой интегральный показатель организованности системы. По мнению ряда исследователей, управление есть соотношение между степенью контроля управляющей системы и степенью автономии управляемой системы. Управление, построенное на использовании властного механизма, культивирует: качество исполнительности, точного и своевременного исполнения властных решений; пассивность исполнителей, так как поток властных решений направлен только в одну сторону.
Питательной основой процесса управления качеством являются духовная, социальная и природная среды (рис. 2). Ключевая роль во взаимосвязи факторов качества принадлежит духовности. С этих отмеченных оснований и должна выстраиваться стратегия образования в сфере управления качеством жизни.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--