Контрольная работа: Управление процессом коммуникаций на предприятии
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Менеджмент
На тему:
Управление процессом коммуникаций на предприятии
Мурманск
2010
Содержание
Введение
1.Общее понятие коммуникации
2.Коммуникация в системе управления
2.1 Классификация коммуникации
2.2 Коммуникационный процесс
2.3 Коммуникационная сеть
Заключение
Список используемых источников
Введение
Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.
Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Бернанд был одним из первых и, по крайней мере, одним из наиболее известных авторов, кто серьезным образом рассматривал коммуникацию на крупных предприятиях. Он рассматривал ее как средство, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление.
Хотя коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать коммуникации связующим процессом.
Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
1.Общее понятие коммуникации
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий. Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью[1] .
2.Коммуникация в системе управления
2.1 Классификация коммуникации
???????????? ????? ???????????????? ?? ????????? ????????? ???????????.?? ????????? ? ??????????? ???????????? ?????? ???? ?????: ??????? ? ??????????. ??? ???????? ??????????? ??????????? ??????? ? ???????????? ?? ??????????, ?????????????? ???????? ?????????? ?????, ????? ?????????? ?????????, ???????? ?????????????? ????? ? ??????? ?????????. ??????????? ?????????? ?????????????? ?????????? ??? ???????????? ? ????????????? ?????? ???????? ?????????. ? ?????????? ?????????????? ????????????? ??? ?????????? ? ??????? ??????? ? ?????? ???????? ??????????? ??????? ?? ?????. ? ????? ????????? ? ??????????????? ?????????????? ???????? ????????? ???????? ????????????? ??????, ?????? ??????????? ?? ???????, ???????????????? ??? ????????????? ??????. ???????????? ?????????? ?????????? ???????????????? ????????????? ? ????????? ? ???? ????? ??????????? ?????????? ??????. ? ????? ????????? ??????? ????? ???????? ???????? ?????????? ?? ???????? ? ??????????, ? ????? ???????? ???????? ? ????? ??????????, ???????????? ???????, ??????? ? ?.?. ????????? ????????? ? ????? ????????? ?????? ? ?????? ?????? ???????????? ?????, ?????????, ??????????? ???????? ?????? ?? ?????????? ????????? ??????? ? ?????????????.???????? ???? ? ??????????? ?????? ???????????? ????? ???????? ? ???????????????. ?????????? ???????????? ? ?????? ?? ??????? ? ?????? ???????????? ????????????. ??? ????? ???????????? ?? ??????????, ?.?. ? ?????? ??????? ?? ??????. ????? ????? ??????????? ??????? ?????????? ?????????? ? ??????? ???????, ????????????? ?????????? ? ?.?. ?????? ?????? ?? ??????????, ??????????? ????????? ? ????????????? ?? ??????????. ???????? ?????????? ? ??????? ?????? ?? ?????? ????? ??????????? ?????? ?? ??????????????????[2] .???????????? ????? ???? ????????????? ? ??????????????. ????????????? ???????????? ????? ????????? ? ???? ????? ? ????????? ?????????? ?????????????? ???????? ? ????????? ???????? ?????????. ?? ??? ?? ?? ???????? ???????? ?? ?????? ????????, ??? ???????? ????? ?? ???. ? ???? ?????? ? ??? ??? ????? ???????? ? ?????, ???????????? ?????? ?????????. ????????, ?????????????? ???????????? ??????????????? ? ?????? ??????? ? ???????????? ??????????, ???????????? ???????? ???????. ???????????? ????? ???? ??????????? ? ?????????????. ? ??? ? ?????? ?? ??? ????? ?????? ????????? ???? ? ??????????. ? ????? ?????? ?????????? ???????? ????? ?????????? ????????????, ? ?????? - ????????, ????????????. ??? ??????? ?? ???? ??? ?? ??? ???? ???????????? ?????????? ???????? ??????????????? ???????, ??? ??? ?????? ?? ??????? ?????????? ?????????????? ???????. ???????, ??????? ???????????? ???????????? ????? ???????? ????????. ?? ?????? ???????? ?????, ????? ????? ??? ?????? ? ?????? ? ????? ????????????, ????? ????????? ??????, ? ????? ????? ?????? ????????????? ?????????.???????????? ????? ???? ??????????? ? ?????????????. ?????????? ???????????? ???????? ?????, ??????????? ??? ?????????? ??????? ? ??????????, ?????, ???????????? ?????????? ? ???????? ????????????? ???????. ????? ???????????? ?????? ?????? ? ???? ??????????? ?????????. ?????????? ???????????? ????? ??? ???? ??????? - ?????????? ?????????? ? ??????????? ?????. ???????????? ???????????? ????????? ? ???????? ????????????? ??????? ?? ????????? ?????????: ?????????, ???????????????, ????????????. ??? ????????????, ?? ??????????????? ?? ? ????? ??????????????? ?????????? ??? ??????????? ???????????. ?????????? ? ???????????? ???????????? ?????????? ?? ?????????????? ? ???????????. ? ??? ??????????? ?????? ???? ??????????? ???????????????? ???????????? ?????????.?? ???????? ????????????? ? ????????? ?????????? ? ???????????? ???????? ???????????? ????? ???? ????????????? ? ???????????.???????????? ???????????? ??????? ???????? ????????????? ?????????? ? ??? ????? ??????? ??????????????? ????????. ??? ???????????? ????? ???? ??????????????? ??? ???????????. ???????????? ???????????? ????????? ? ??? ????????? ???????????? ?????????. ???? ???????? - ?? ?????? ????????????? ???????, ? ????????? ??????????????? ?? ????? ???? ? ??????.???????????? ????? ???? ??????? ? ?????????. ? ???????? ?????? ???????????? ????????? ?? ?????, ??????? ?????????? ?? ?????-?? ????????????? ??????????????? ??????????, ?? ?? ??????????? ? ???????????? ????????????, ?? ????????? ????????? ??????? ?? ??????????????? ????????. ? ???????? ?????????? ????? ?????????? ????????? ????????????? ?????? ????????????, ??????? ????????? ?????? ? ????? ? ??????-?? ?????????, ?????? ? ???????? ???????? ??????????????? ?????????, ??????? ?? ?????????????? ? ?? ????????????????? ? ????????? ????????????? ???????????, ?????? ?????? ???????????? ????????? ??? ??????????? ?????????? ??????????????? ??? ????????????? ??????????? ????????[3] . 2.2 ???????????????? ??????? ???????????? ????? ????????????? ??? ???????????????? ???????. ??? ???? ??? ???????? ???????? ? ?????????????? ?????? ?????????? ????? ??????, ??? ??????? ? ???????????? ????????????? ????? (???????, ??????????, ?????????) ?????????????? ????? ?????? ? ?????? ???????????, ??????????????? ??????????????? ????.? ???????? ???????????? ?????????? ?????????? ?? ?????? ???????? ???????. ?????????? ????? ????????? ????????? ????????, ?????? ? ???????????[4] . ???????????? ?????????????? ????? ???????? ???????????, ??????, ??????? ??? ???????? ? ?????? ??? ?????? ????? ? ????? ????????? ???????? ???????. ??? ???????????? ?? ????????? ?????? ???? ???????? ??????, ???????, ???????, ? ????? ???????? ????????????? ???????? ? ???????????? ???????? ????????? ?????????. ??? ?????????? ?????? ???????? ????? ????????????? ????????????, ??? ??? ?????? ?????????????? ?????? ???????? ??? ???????????????? ??????? ?????. Ÿ ??????? ????????????? ??? ???????, ????????? ?? ?????????? ??????. ?? ????? ??????????? ??????????? ??????????? ? ???????? ??????????, ??????????????? ??? ???????? ?????????? ????????, ?.?. ?????????? ???? ??? ???????? (???? ? ??????) ? ????????? ????? ????, ??? ????? ????????. ????? ??????????, ??????????????? ??? ????????, ??????????. ??????? ?????????? ???????? ?????????? (????, ????, ???????????, ?????, ????, ?????????? ????????), ??????? ????? ???????????? ? ???????????? ????? (????, ?????, ???????, ???????? ? ?.?.) ????? ???????, ??????????? ????????. ??? ???? ??????????? ????????????, ??? ??? ????? ?????????? ????????? ??????????????? ? ??? ????????.??? ?????? ???????? ????? ???, ??? ???????? ? ??? ????????, ??? ?????? ????????????. ???, ? ?????????????? ?????? ????????? ????????? ? ???????????? ? ????????, ??? ??? ??? ???????? ???????? ? ?????, ???????? ?????? ????? ?? ?????. ???????? ??????????? ??????????? (????????, ???????????? ????????, ??????????? ??? ??????????? ?????????) ????????? ? ?????????? ?????, ????????? ??? ?? ????????. ??? ?????? ???????? ???????? ??? ??????? ????????, ? ???? ?????? ????????????? ???? ??????????? ? ?????????? ???? ????????? ???????????? ??????????. ????? ??????? ???????? ?? ????????, ??????? ????????? ????????? ??????? ????????. ???, ???? ???? ?????????? ????????, ?????????? ???????????. ?? ???????????? ???????? ??????????? ???????? ? ?????????????? ??? ? ???????? ????????. ??? ??????????????? ??????????????? ?????????? ????????, ??? ????????????? ? ??????[5] .? ???????? ???????? ?????? ???????????. ??? ??????? ? ???????? ? ???????? ???????????? ????. ??? ????????? ??????????? ????? ????:- ??????????? ???????? ????????????????? ????????;- ??????????????? ???????????? (????????????????, ??????? ????????????? ? ?.?.). ???, ????????? ?????????? ????? ????? ??? ?? ???????? ????? ??????????????? ??????????????? (????? ?????????????? ????????). ??? ???????? ?????????? ????? ?????? ?????? ?????????? ??????? ??????? ??????????? ????????? ????? 100% ????????? ?? ????????? ?????????.??????? ????? ????????, ??? ?????????????? ?????????? ?????????? ? ???????? ? ??????? ????????????? ?????, ??????? ???????? ?????????????? ?????????????. ??????, ?????????????? ???????????? ???????? ????? ??????????? ? 32%, ??? ??????????? ?????? ??????? ??? ?????? ?????? ??????????? ??????. ?????????????? ???????????? ? ???????? ????????? ???? ?????????[6] . 2.3 ???????????????? ????Коммуникационная сеть — это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис. 1). В данном случае рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникационные отношения между индивидами. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва между посланным и полученным значением.
Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся по линии руководства от начальника к подчиненным. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации: между заместителями, между начальниками отделов, между подчиненными. Диагональные связи — это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации. Задача формальной организационной структуры заключается в том, чтобы придать коммуникационным потокам правильное направление. Размеры подразделений в организации ограничивают возможности развития коммуникационной сети. Если размер группы увеличивается в арифметической прогрессии, то количество возможных коммуникационных отношений возрастает по экспоненте. Отсюда коммуникационная сеть в группе из 12 человек более разнообразная и сложная, чем в группе из трех человек. В зависимости от того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью[7] .
Знание типов коммуникационных сетей особенно важно для понимания отношений власти и контроля в организации. Известно, что сокрытие или централизация информации поддерживают властные отношения.
??????? 1
Характер взаимозависимости работ и людей в группе или организации будет определять тип более эффективной коммуникационной сети. Простая взаимозависимость допускает использование централизованных сетей. Сложная взаимозависимость требует «командного» подхода к построению коммуникационных сетей. Однако сложная сеть может и не решить простую задачу.
Заключение
Итак, объем данной работы не позволяет в полной мере раскрыть всю тему, но можно проанализировать весь собранный материал и сделать выводы: Осуществление коммуникаций это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия. Коммуникация это обмен информацией между людьми, между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией. Руководители связываются напрямую с подчиненными, будь то индивиды или группы. Существуют также слухи как неформальная информационная система. Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель.
Этапы процесса разработки идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка. Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не понята переданная информация, помогает преодолеть шум. Шум в информационной системе это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий. Плохая обратная связь и неумение слушать мешают эффективному обмену информацией.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--