Курсовая работа: Административно-правовые и организационные основы лицензирования отдельных видов деятельности в Республике Беларусь
Содержание
Введение
1. Лицензирование отдельных видов деятельности как институт административного права
2. Нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности в республике Беларусь
3. Некоторые проблемы практического применения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государство как система управления во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на развитие общества и всех его институтов. Государство, обладая властными полномочиями, образует широкий набор средств и методов регулирования общественных отношений. Среди них можно назвать лицензирование отдельных видов деятельности как один из примеров разрешительных систем регулирования общественных отношений.
Согласно статье 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Одним из таких ограничителей при осуществлении гражданских и иных прав, предусмотренных Конституцией и законодательством Республики Беларусь, и является лицензирование отдельных видов деятельности, которые может осуществлять гражданин Республики Беларусь для реализации положений статьи 41 Конституции, гарантирующей право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, и в соответствии с частью 4 статьи 17 Конституции, где говорится: «Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
Административно-правовое регулирование лицензирования включает в себя регламентацию данной деятельности на законодательном уровне в виде издания нормативных правовых актов, деятельность органов исполнительной власти в области правоприменения, а также контроль и надзор в данной области.
Лицензирование – комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. [17]
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, которые складываются между субъектами лицензирования, как вида деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти, которая выражается в официальном признании за определёнными субъектами прав на занятие отдельными видами деятельности.
Предмет исследования составляют нормы административного и гражданского законодательства, регулирующие разрешительную деятельность в сфере лицензирования, а также практика их применения.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических, законодательных и практических основ лицензирования отдельных видов деятельности.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
· установить и доказать принадлежность института лицензирования отдельных видов деятельности к сфере административного права;
· проследить путь становления института лицензирования в Республике Беларусь;
· проанализировать действующую систему нормативно-правового регулирования разрешительно-лицензионной деятельности;
· попытаться выявить недостатки в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и предложить способы их устранения.
В курсовой работе применены следующие методы: системный, сравнительный, конкретно-социологический, формально-логический и анализ.
Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы, что обусловлено целью, задачами и логикой исследования.
1. Лицензирование отдельных видов деятельности как институт административного права
Тот факт, что лицензирование – самостоятельный правовой институт системы права Республики Беларусь, достаточно очевиден. Однако противоположные точки зрения относительно принадлежности этого институт к какой-то отрасли права существуют. Некоторые исследователи полагают, что лицензирование является гражданско-правовым институтом[7, с.90]. Другие же считают, что это институт административного права[32, с.7]. Чтобы точно ответить на этот вопрос необходимо точно знать исходные позиции правового регулирования предпринимательства и основные черты, присущие упомянутым институтам национальной системы права.
Самодостаточность норм, регулирующих вопросы предпринимательской деятельности, которые обозначены в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь), вызывает сомнения. Безусловно, частные правоотношения гражданское законодательство охватывает в достаточной мере, что и неудивительно, ведь именно на это направлена его деятельность. Однако есть вопросы, которые необходимо решать не с позиций частных интересов, например, отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и государственными органами, а с позиций сферы интересов публичного права[27, с.66].
В плане конструирования правовой регламентации предпринимательства следует иметь в виду, что публичное право служит:
· Пусковым механизмом реализации прав (например, на ведение предпринимательской деятельности);
· Условием осуществления прав (например, на осуществление отдельных видов деятельности);
· Средством ограничения частных интересов, что является объективно необходимым[15, с.58].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--