Курсовая работа: Административное правонарушение
Оглавление
Введение 3
Глава I. Понятие и признаки административного правонарушения_ 6
Глава II. Юридический состав административного правонарушения_ 12
1. Объект административного правонарушения_ 12
2. Объективная сторона административного правонарушения_ 14
3. Субъект административного правонарушения_ 17
4. Субъективная сторона административного правонарушения_ 20
Глава III. Социально-правовая сущность административных правонарушений_ 23
Заключение 27
Список источников и литературы_ 29
Введение
20 декабря 2001 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят Кодекс об административных правонарушениях. 20 декабря 2001 г. он был одобрен Советом Федерации, а с 1-государство июля 2002 г. вступил в действие[1] . Новый кодекс и российское административное законодательство в целом базируются на Конституции России и призваны защищать основы конституционного строя, права и свободы граждан[2] .
Цель данной работы – рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
1. Выявление основных признаков административного правонарушения;
2. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
3. Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
Новый кодекс принципиально иначе толкует многие значимые для нас понятия и вопросы. Вот почему на протяжении всего исследования мы будем сопоставлять положения Кодекса административных правонарушений 1984 года[3] с новым кодексом.
КоАП РФ является разновидностью правового нормативного акта М., самым непосредственным образом касается прав, свобод и обязанностей гражданина.
Актуальность данной темы заключается в том, что административные правонарушения – явление, затрагивающее практически каждого, явление повседневности. И прояснение вопросов, связанных с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение представляется нам весьма своевременным.
Основные положения нового Кодекса РФ раскрываются в Комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, опубликованном в 2003 г[4] . Даётся трактовка важнейших категорий и понятий, связанных с административным правонарушением.
Ценный материал содержится также в работе А. Б. Агапова «Административная ответственность»[5] . Правда, эта работа написана на основе старого Кодекса РСФСР, но в ней использованы и законодательные акты последних лет. Особо внимание в книге уделено развитию представлений об административных правонарушениях, их юридического и социального статуса.
В 90-есть годы появилось лишь одно исследование, посвящённое административным правонарушениям. Это работа А. А. Турусова[6] . Однако она носит не столько научно теоретический, сколько прикладной характер.
В советский период (после принятия в 1984 году Кодекса РСФСР об административных правонарушениях) проблемы, связанные с административными правонарушениями, активно разрабатывались. В частности рассматривался вопрос о соотношении административного правонарушения и преступления[7] . Представляет интерес и работа М. С. Студеникиной[8] , представляющее научно-теоретическое исследование административных правоотношений.
Наша работа будет строиться на анализе нового Кодекс РФ об административных правонарушениях, научно-теоретических и прикладных указанных авторов.
Глава I. Понятие и признаки административного правонарушения
Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[9] . Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.
Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту). Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)[10] .
По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность»[11] .
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--