Курсовая работа: Анализ и пути развития инновационного потенциала Беларуси
Введение…………………………………………………………………………… 3
1 Понятие и элементы инновационного потенциала, государственное
регулирование, активизация его использования…………………………. 6
1.1 Инновационный потенциал как объект экономического анализа,
направления развития инновационного потенциала промышленности
в рамках национальной стратегии устойчивости развития
Республики Беларусь до 2020 г. ……………………………………………... 6
1.2 Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь до 2020 г……………………………………………… 18
2 Анализ инновационного развития промышленности и источников
его финансирования…………………………………………………………… 26
2.1 Анализ структуры организаций, выполняющих исследование и
разработки (в региональном разрезе)……………………………………….. 26
2.2 Анализ источников финансирования инноваций…………………………... 41
2.3 Анализ результативности исследований и разработок……………………. 46
2.4 Анализ технологических инноваций и факторов, препятствующих
их внедрению………………………………………………………………….. 55
3 Направления активизации инновационного потенциала
в Республике Беларусь…………………………………………………….…. 63
Заключение………………………………………………………………………. 72
Список использованных источников………………………………………… 74
Приложения………………………………………………………………………. 78
ВВЕДЕНИЕ
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Усиление инновационной составляющей экономической политики на современном этапе является закономерным результатом предшествующего развития страны в 1996-2007 гг., в процессе которого были созданы определенные политические, идеологические, социально-экономические, научно-технологические и другие предпосылки для эффективного вхождения Беларуси в мировую экономику, в число высокоразвитых стран, взявших курс на построение постиндустриального информационного общества с экономикой, основанной на знаниях. 2004 г. и 2005 г. стали этапом реализации политико-идеологической установки Главы государства, подготовки белорусской модели инновационного развития. Инновационное развитие национальной экономики в качестве государственного приоритета включено в стратегические и тактические документы правительства: «Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.», «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.» и другие программные и прогнозные документы.
Разработка и реализация принятых решений направлены на устранение трех групп проблем: повышения эффективности белорусской науки, ее ориентации на нужды экономики; модернизации и роста восприимчивости к нововведениям производственного комплекса страны; совершенствования общесистемных условий хозяйствования: социально-политических, институционально-правовых, организационных, экономических, региональных и др., а также механизмов мотивации и стимулирования инновационной деятельности, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в инновационные проекты, т.е. выработки сильной инновационной политики государства.
В современной экономической системе немаловажную роль играют капиталовложения. В самом широком смысле капиталовложения обеспечивают механизм, необходимый для финансирования роста и развития предприятия. Осуществляя капиталовложения предприятие, развиваясь, тем самым способствует развитию экономики всей страны, что уже хорошо, поскольку капиталовложения осуществляются посредством реализации инвестиционной деятельности, то любое предприятие, как государственное, так и частное должно осуществлять инвестиционную деятельность. Данная деятельность не обязательно должна носить экономический характер, инвестиции могут осуществляться и с целью достижения социального эффекта. Основным же условием эффективного развития экономики Беларуси является структурная перестройка народного хозяйства Беларуси, что невозможно без роста инвестиций при повышении эффективности их использования. Беларусь остро нуждается в инвестициях. Кроме того, инвестиции, безусловно, приносят прибыль, или же, по крайней мере, позволяют диверсифицировать капитал предприятия, что позволяет его сохранить в случае различных финансовых и прочих потрясений.
Наиболее значимым для развития и эффективности инновационной деятельности является вопрос о практике ее финансирования. В качестве источников финансирования инновационной деятельности выступают собственные средства предприятий, средства республиканского, местного бюджетов, бюджета Союзного государства России и Беларуси, внебюджетных фондов, иностранных инвесторов, а также прочие источники (среди которых преобладает использование финансирования за счет банковских кредитов). Среди источников финансирования новаторской деятельности в настоящее время значительную часть занимают собственные средства белорусских организаций. Однако в настоящее время для большинства предприятий значительным фактором, препятствующим инновациям, является недостаток собственных средств.
Таким образом, актуальность вопроса осуществления инновационной деятельности и изыскания источников ее финансирования для каждого предприятия очевидна.
Целью курсовой работы – является анализ и исследование направлений развития инновационного потенциала промышленности Республики Беларусь.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--