Курсовая работа: Анализ подходов к логистике крупнейших пивоваренных компаний России
Пивоваренная промышленность является одной из самых быстроразвивающихся и прибыльных в нашей стране. На этом рынке с успехом работают, как отечественные так и зарубежные производители. Как следствие, современное пивоваренное производство крайне нуждается в мощных решениях по управлению и автоматизации.
«Россия – одна из крупнейших стран мира, с различным уровнем развития регионов и неравномерной географией размещения основных производств. Различия, например, Центрального и Дальневосточного федеральных округов (далее регионов) по всем основным демографическим и экономическим показателям гораздо более заметны, чем для стран ЕС. Поэтому важно налаживать хорошее сообщение между регионами, то есть развивать логистичекую сферу компаний.
Здесь отметим, что в отличие от других стран СНГ, в России значительная часть пива перевозится железнодорожным транспортом, что учитывается компаниями при размещении производств и планировании сроков поставок. В рамках развития перспективной «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте» целый ряд пивоваренных компаний, аффилированных транспортных структур и торговых партнеров производителей в 2004 году приобрели или взяли в аренду более 2 000 крытых вагонов, оборудовав их по согласованию с железнодорожными службами.
Облегчение доставки продукции пивоваренных предприятий, и компенсация расходов на нее, имеют значительное влияние на продажи компании в Сибирском регионе и на Дальнем Востоке. Например, «Балтика», в целях обеспечения единой ценовой политики, еще в 2003 году начала выплачивать компенсации дистрибьюторам за перевозку пива по железной дороге и даже обеспечивала возврат вагонов.
Количество поставщиков остается большим, тем не менее, практически все пивоваренные компании и предприятия контролируют цепочку поставок и исключили из нее оптовиков. На рынке присутствует несколько крупных дистрибьюторов, ориентирующихся исключительно на поставки пива.
Однако существуют определённые проблемы на рынке логистики в России – дефицит кадров этого направления. Особенно остро нехватка заметна по специальностям, которые необходимы для оптимизации работы логистики в компании (плановики, аналитики, менеджеры по развитию).
Сейчас в логистической инфраструктуре можно отметить динамичную тенденцию развития складской логистики. При этом если 2–3 года назад основными регионами ввода новых складских терминалов были Москва и Санкт-Петербург, то сейчас это практически все города с населением свыше 1 млн. человек.
Рынок транспортных услуг развивается пока экстенсивно, то есть за счет увеличения подвижного состава. Вместе с тем еще не появились крупные автоперевозчики, которые могли бы обслуживать большие национальные компании по всей стране»[1] .
2. «Балтика»
«Балтика» создала уникальную систему логистики, позволяющую оперативно доставлять в любую точку России любую единицу из более чем 200 SKU, которые включает в себя портфель брэндов компании. Осенью прошлого года компания начала проект по усовершенствованию бизнес-процессов и созданию лучшей в отрасли системы логистики, рассчитанный на несколько лет. Была проведена масштабная реорганизация дирекции по логистике, унифицированы логистические структуры на заводах компании, запущен проект по управлению собственным железнодорожным парком. Во многом высокой степени дистрибуции позволяет добиваться разработанная четкая система планирования цепочки поставок.
Более того, логисты «Балтики» используют систему приема заказов от дистрибьюторов через интернет. Таким образом, запросы обрабатываются в рекордно короткие сроки. В процессе доставки продукции участвуют 32 сбытовых подразделения и 62 представительства компании.
Для оптимального достижения цели – доставлять оперативно в любую точку страны качественное свежее пиво - «Балтика» стала развивать собственный парк крытых вагонов, оборудованных по специальным технологиям.
В конце 2001 года «Балтика» закупила у «Алтайвагона» первые 700 вагонов, оснащенных специальной термоизоляцией, которая позволяет поддерживать внутри них температуру на уровне 5–12%. В мае 2007 года было закуплено еще 100 крытых вагонов у «Армавирского завода тяжелого машиностроения». Железнодорожный парк компании на данный момент насчитывает 1600 универсальных крытых вагонов (по их количеству «Балтика» занимает второе место в России после ОАО «РЖД»), а также 200 единиц арендованного подвижного состава. Железнодорожный транспорт служит одним из основных средств перевозки готовой продукции «Балтики» на средние и дальние расстояния, однако от иных видов транспорта и, в частности, от услуг автоперевозчиков компания пока не отказывается»[2] .
Если учесть, что «рыночная стоимость универсального крытого вагона производства Армавирского завода составляет от 60 до 70 тыс. евро., то получается, что пивная компания вложила более 9 млн. долларов в пополнение своего железнодорожного парка»[3] .
Таким образом, основой системы логистики компании стали собственные автомобильный и железнодорожный парки, «30 обеспеченных транспортом складов по всей стране, в том числе мощный логистический центр площадью 10 тыс. кв. м в Новосибирске»[4] .
«Привлекательность региональных рынков не отрицают и в «Балтике». По словам заместителя директора по корпоративным связям ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» (компания имеет склад в Новосибирске) Алексея Кедрина, «то, что мы одними из первых решили развивать свое производство в регионах (например, три года назад были построены заводы в Самаре и Хабаровске), позволило нам получить заметное преимущество перед конкурентами. Так, благодаря работе складского комплекса, построенного в Новосибирске в 2003 году, рост продаж по Сибири только за первый год составил 60%»[5] .
Также стоит отметить, что год назад «Балтика» усовершенствовала систему кросс-брюинга[6] . К тому времени компания уже разливала на всех своих предприятиях «Балтику» и «Арсенальное» и начала готовить аналогичный проект по «Невскому» и «Ярпиву».
Летом 2006 года компания начала разливать «Балтику» и «Арсенальное» на пяти своих российских заводах, ранее входивших в «Вену», «Пикру» и «Ярпиво», рассказал вице-президент по операционной деятельности «Балтики» Александр Дедегкаев. Запущенный в августе брэнд «Большая кружка» производится на трех площадках – в Туле, Челябинске и Красноярске, а лицензионная марка Carlsberg – на ростовском и тульском заводах компании.
Также была запущена аналогичная программа и по брэндам других российских предприятий BBH. В Ростове и Туле уже началось производство брэнда Tuborg, который ранее выпускался исключительно на петербургском заводе «Вена».
За счёт такого перекрестного производства ПК «Балтика» предполагала сэкономить на логистике и увеличить продажи этих марок в регионах, отмечали эксперты.
Топ-менеджер крупной дистрибьюторской компании считает, что кросс-брюинг «Невского» и «Ярпива» увеличит продажи марок на 10-15%. По данным «Бизнес Аналитики», на марки «Невское» и «Ярпиво» в январе-октябре 2006 года приходится по 2,6 и 3,5% рынка соответственно. Также было отмечено, что сокращение логистического плеча на 300 км позволит «Балтике» ежегодно экономить минимум 500 млн. рублей. Гендиректор логистической компании Relogix Александр Гутекулов оценил экономию «Балтики» в 800 млн. рублей в год. «Кроме того, продукция компании теперь будет лучше представлена в дальних регионах, ведь из-за больших расстояний на полках могут отсутствовать некоторые брэнды»[7] , – подчеркнул господин Гутекулов.
Директор по продажам пивобезалкогольной продукции компании «Мегаполис» (крупнейший дистрибутор «Балтики») Вячеслав Султанов заверил, что проблем с доставкой нет и сейчас, потому что на региональных складах хранится не менее месячного запаса продукции. «Но когда компания будет производить больше марок в регионах, мы сможем более гибко реагировать на предпочтения потребителей»[8] , – признал господин Султанов.
Кросс-брюинг уже оценили конкуренты «Балтики». SUN Interbrew разливает федеральные марки «Клинское» и «Сибирская корона» на всех российских заводах, кроме Курского и Новочебоксарского, а марку «Толстяк» – на всех заводах, кроме площадки в Новочебоксарске. Heineken разливает брэнд «Охота» на четырех заводах, «Бочкарев» – на трех, ПИТ – на четырех. Как пояснили представитель SUN Interbrew Алексей Шавенцов и директор по связям с общественностью российского Heineken Анна Мелешина, кросс-брюинг позволяет экономить на логистике, эластичнее реагировать на спрос в конкретном регионе и увеличивать объем продаж марок в целом
«Уровень дистрибуции продукции компании «Балтика» – 98% (то есть продукция фирмы представлена почти во всех магазинах страны). Этого показателя в основном удалось добиться благодаря развитой системе логистики, которая включает в себя около 500 единиц грузовой техники, 28 современных складских терминалов, в том числе 18 региональных (из них 7 – это склады класса А), 10 складов при заводах. Стоит отметить, что открытие нового седьмого в России складского терминала класса «А» компании «Балтика» состоялось в Иркутске в то время как балтийские терминалы уже работают в Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Лермонтове (Кавказские Минеральные Воды), Нижнем Новгороде и Воронеже.
Надо заметить, «Балтика» на 95% обеспечена собственными складами и организует работу на них самостоятельно. Именно такую собственную складскую систему, не зависящую от колебаний спроса на данном рынке и других внешних факторов, компания считает своим конкурентным преимуществом»[9] .
3. «Heineken»
Своё время компания столкнулась с целым рядом логистических трудностей, так как она занимается производством широкого ассортимента продуктов, владеет несколькими пивоваренными заводами, а продажи осуществляет на разных рынках по всему миру. Ситуация явно начала осложняться, и пивоваренному гиганту Heineken пришлось всерьез пересмотреть подход к производству. Поэтому компания начала внедрение функциональной системы производственного планирования, предложенной Agilisys, которая в итоге решила все необходимые задачи, а именно: осуществление расчета допустимого уровня складских запасов, составление производственных графиков. Система календарного планирования позволяет увеличивать эффективность операций, значительно снижая разрыв во времени между производством и доставкой продукции заказчику (время исполнения заказа).[10]
Ещё один проект[11] , который Heineken успешно завершила – это проект совместно с компанией «Микротест», лидером российского рынка информационных технологий, по внедрению комплексного решения «1С:Управление производственным предприятием 8.0» в ООО «Хейнекен Логистик Центр», собственного дистрибьюторского подразделения группы Heineken в России.
Основными задачами данного проекта являлись: унификация учетных принципов, обеспечение централизованного управления данными, построение бухгалтерской и финансово-управленческой отчетности, автоматизация ряда сложных бизнес-процедур (кредитный контроль розничных отгрузок, учет товара на складе и товара в пути с помощью транзитных складов, проведение транзитных операций и другое), а также подготовка базы для внедрения системы отчетности по стандартам МСФО.
Был разработан и внедрен бизнес процесс продажи по схеме «пресейл», с точным разделением функциональности по зонам ответственности пользователей. Разработана схема обмена данными между филиалами, находящимися на территории других регионов Российской федерации, позволяющая получать данные в оперативном режиме. Так же доработки коснулись части учета движения тары, расчета скидок по действующей в компании программе.
Внедрение информационной системы в заданные сроки обеспечило «Хейнекен Логистик Центр» ИТ-платформу для дальнейшей реализации управленческих задач. В компании была изменена система планирования заказов, позволяющая более оперативно реагировать на изменение ситуации на региональных рынках и соответственно сокращать количество возвращаемой на склады продукции.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--