Курсовая работа: Анализ вероятности банкротства на предприятии
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый кризис представляет собой нарушение финансового обеспечения функционирования и развития организации, которое сопровождается неспособностью удовлетворять требования кредиторов в полном объеме и в срок, установленный законом и договором сторон. Последним этапом финансового кризиса организации является банкротство. Организация считается банкротом после признания факта ее несостоятельности арбитражным судом, а также, если она официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Становление института банкротства в РФ не ставит цель ликвидации организации при наличии признаков банкротства. Если имеются возможности оздоровить (восстановить) деятельность организации и предотвратить ликвидацию, предусматриваются специальные реорганизационные процедуры, в том числе назначение арбитражным судом внешнего управляющего имуществом должника. В процессе производства по делу может быть достигнуто мировое соглашение сторон. Допускаются и внесудебные процедуры, в ходе которых должник урегулирует свои отношения с кредиторами таким образом, что организация продолжает свою деятельность или же происходит ее добровольная ликвидация под контролем кредиторов. Бухгалтерский учет в организациях, признанных несостоятельными (банкротами), имеет ряд специфических особенностей, вызванных чрезвычайностью ситуации.
Организация не может утверждать, что у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Об этом организация обязана объявить в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год. В пояснительной записке к годовому отчету за истекший хозяйственный год должны быть отражены:
– описание прекращаемой деятельности – дата признания деятельности прекращаемой, дата или период ожидаемого завершения прекращения деятельности (если определимы);
– стоимость активов и обязательств, предполагаемых к выбытию или погашению;
– суммы доходов, расходов, прибылей (убытков) до налогообложения, начисленный налог на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;
– движение денежных средств (по инвестиционной, текущей и финансовой деятельности), относящееся к прекращаемой деятельности.
На заключительных стадиях банкротства во многом теряет свое первоначальное значение принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Он означает, что факты хозяйственной деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Когда наступает время банкротства, решающим является время поступления или выплаты денежных средств и погашения соответствующих долговых обязательств. Доходы и расходы признаются и отражаются в бухгалтерском учете на основе денежных потоков, а не фактов совершения сделки. Сделок на заключительной стадии банкротства обычно не бывает.
Требование осмотрительности (осторожности) в бухгалтерском учете обычно означает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. Одно из условий реализации данного принципа на практике – отражение в бухгалтерском учете прибыли только после совершения хозяйственных операций, а убытка – с момента возникновения предположения о возможности его появления. Полная реализация этого принципа организацией в состоянии банкротства может привести к искусственному увеличению величины убытков, а следовательно, к уменьшению возмещения обязательств перед кредиторами. Для таких организаций практически не реализуема возможность создания специальных резервов, в том числе по сомнительным долгам. Соблюдение принципа осмотрительности важно на стадии предупреждения банкротства (отказ от сомнительных сделок, попыток умышленного банкротства организации и т.п.).
В условиях банкротства меняются и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете, к ее составу и методам получения. Считается, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть надежной и сравнимой. Особенности требований, определяющих полезность информации, формируемой в бухгалтерском учете для внутренних пользователей, устанавливает руководство организации. Для заинтересованных внешних пользователей, к которым в условиях банкротства принадлежат в основном кредиторы, учетно-отчетная информация полезна, если ее наличие или отсутствие оказывает (или способно оказать) влияние на принимаемое решение, помогая оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. При этом важны содержание и существенность информации. Существенной с позиции кредиторов признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Данные учета и отчетности должны быть надежными, то есть объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым они относятся. Не всегда соблюдается принцип нейтральности учетно-отчетной информации. Собственники и кредиторы организации-банкрота находятся на разных полюсах противостояния, их интересы во многом противоположны, а возможность искажения финансовой отчетности исключить нельзя. Неслучайно при введении по решению суда арбитражного управления заменяют не только руководителя организации, но и главного бухгалтера.
В условиях банкротства на различных его этапах кроме обычных периодических балансов (иногда и вместо них) бухгалтерия обязана составлять соединительные и разделительные балансы, санируемые и ликвидационные бухгалтерские балансы.
Соединительные и разделительные балансы составляются при присоединении организации – возможного банкрота – к другой, более сильной в финансовом отношении, или отделении (выделении) возможного банкрота из организации холдингового типа. Обычно в таких случаях принимают во внимание внутренние обороты во взаиморасчетах между соединяющимися или разделяющимися организациями. Реорганизация возможных банкротов обычно осуществляется на этапе мирового соглашения.
Санируемый баланс составляется тогда, когда организация находится в стадии явного банкротства. В этом случае в балансе отражается не фактическая стоимость имущества, а его стоимость в рыночных ценах на дату составления баланса. Ряд статей обычного баланса при санировании не принимается в расчет (например, доходы будущих периодов, расходы будущих периодов, нераспределенная прибыль прошлых лет), другие подвергаются значительной уценке (например, счета запасов).
Ликвидационный баланс характеризует состояние имущества и обязательств организации на дату ее ликвидации. Как и санируемый баланс, он отличается от периодических балансов оценкой статей – как правило, более низкой, чем первоначальная стоимость. Ликвидационный баланс описывает состояние имущества ликвидируемой организации на дату прекращения ее деятельности и состояние расчетов после окончания ликвидационного периода, в течение которого она обязана взыскать дебиторскую задолженность и погасить свои обязательства перед кредиторами.
Суть ликвидации состоит в том, что ликвидационный процесс, согласно п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, представляет собой одновременно закрытие всех статей актива и пассива баланса через взаимосвязанное исключение методом двойной записи по тем счетам бухгалтерского учета, которые затрагивают статьи ликвидационного баланса. Таким образом, составление ликвидационного баланса является завершающим этапом процесса ликвидации организации.
В работе использовались данные бухгалтерской отчетности компании. Данное предприятие работает в финансово-инвестиционной сфере. Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы проанализировать финансовое состояние предприятия.
Цель данной курсовой работы:
- провести учет и анализ на предприятии;
- рассмотреть предпосылки возникновения неплатежеспособности;
- рассмотреть институт банкротства как особенный метод ликвидации юридических лиц.
1 ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
Термин «Процедуры банкротства юридических лиц » употребляется для описания особенного правового режима, установленного Законом, применяемого в отношении лица, имеющего признаки банкротства. Закон «о несостоятельности и банкротстве» описывает в ст.27, Что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица используются следующие процедуры банкротства:
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в согласовании с графиком погашения задолженности;
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела в целях прекращения производства по делу о банкротстве методом соглашения между должником и кредиторами.
2 ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЗАО «Инко-АМЛ»
На основании заявления должника в арбитражный суд, и по решению арбитражного суда в ЗАО «Инко-АМЛ» были введены следующие процедуры банкротства:
2.1 НАБЛЮДЕНИЕ
В целях предупреждения необоснованной подачи заявления о банкротстве и злоупотребления процедурой банкротства со стороны заявителей (конкурсных кредиторов и уполномоченных органов) Закон предугадал, что наблюдение может вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48. Если заявление подает должник, то такая проверка не требуется . Порядок рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику предусмотрен ст. 48 Закона. Плодами рассмотрения указанных требований могут быть отказ от введения наблюдения и оставление заявления без рассмотрения или прекращение производства по делу о банкротстве. Если арбитражный суд признает обоснованными требования к должнику, что значит соответствие их Закону и иным актам законодательства, то на основании ст. 49 Он выносит определение о внедрении наблюдения .По Закону «о Банкротстве » процедура наблюдения вводилась с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве должника и длилась в течение всей стадии подготовки дела к разбирательству в арбитражном суде в согласовании с АПК РФ. Судья арбитражного суда не позже трех дней со дня поступления заявления выносил определение о принятии заявления о признании должника нулем к производству. Вынесение определения являлось начальным моментом, с которого вводилось наблюдение. Если арбитражный суд в трехдневный срок не мог найти кандидатуру и назначить временного управляющего сразу с принятием заявления о признании должника нулем, то он обязан был сделать это в течение 10 дней. Определение о принятии заявления к производству могло быть вынесено и ранее трехдневного срока. Сокращенный срок, установленный для вынесения такового определения, обусловливался тем, что временный управляющий должен незамедлительно приступить к реализации мер по обеспечению требований кредиторов. В Законе порядок введения наблюдения находится в зависимости от лица, подавшего заявление о банкротстве. Он сохраняется при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника, т.е. с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Но согласно п. 2 ст. 42 Закона определение о принятии заявления о признании должника банкротом выносится не позже чем через пять дней с даты поступления заявления в арбитражный суд. Закон также предугадывает, что наблюдение вводится во всех вариантах, если не предусмотрена другая процедура. Статьей 204 Закона предусмотрен план погашения долгов гражданином, который может быть утвержден арбитражным судом. При его выполнении дело о банкротстве прекращается. Не применяется наблюдение при банкротстве ликвидируемого должника (п. 1 ст. 225), Отсутствующего должника (п. 1 ст. 228), Кредитной организации (п. 1 ст. 182).Поскольку в заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего (п. 2 ст. 37), в отличии от заявления кредитора, содержащего наименование, адрес СРО и требования к арбитражному управляющему, арбитражный трибунал сам описывает СРО. Назначение временного управляющего делается в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона. Законом существенно продлен срок наблюдения - с трех (как было предусмотрено в Законе о банкротстве 1998 г.) До семи месяцев. Как и до этого, его завершение связывается со сроком рассмотрения дела о банкротстве. Этот срок указывается в определении арбитражного суда о внедрении наблюдения. Он может быть и короче в зависимости от характера дела, но не может превосходить семи месяцев. Процедура наблюдения завершается рассмотрением арбитражным судом дела о банкротстве и принятием решения (определения) ст. 52, 53 «О применении к должнику одной из следующих процедур банкротства: внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения, или прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям», предусмотренным ст. 57 Закона. Решение арбитражного суда обязано быть вынесено на основании решения первого собрания кредиторов. Чтоб избежать неразрешимой ситуации при отсутствии решения первого собрания кредиторов, проведенного в установленные сроки, арбитражному суду предоставлено право отложить рассмотрение дела в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, установить срок проведения первого собрания кредиторов, обязать кредиторов принять решение. Если на проведение собрания кредиторов не осталось времени в пределах семи месяцев, отведенных на наблюдение, арбитражному суду предоставлено право вынести определение о внедрении финансового оздоровления при условии предоставления указанных в п. 2 ст. 75 Гарантий. Если такие гарантии не предоставлены, то выносится определение о внедрении внешнего управления при условии, что трибунал установит возможность восстановления платежеспособности должника. При отсутствии таковой способности принимается решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Таким образом, предоставляя арбитражному суду право без помощи других принять решение о внедрении процедур банкротства, законодательство не дает способности кредиторам нерадиво относиться к своим обязанностям, пресекает возможность злоупотребления процедурой банкротства и доводит функцию наблюдения до логического завершения.
2.2 ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ
Наряду с внешним управлением является процедурой банкротства, целью которой, в различие от конкурсного производства, является сохранение должника как самостоятельного хозяйствующего субъекта. Она применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. При этом задолженность должника перед кредиторами обязана погашаться в согласовании с графиком погашения задолженности. Закон о банкротстве 1992 года определял процедуры, обеспечивающие поддержание деятельности и оздоровление компании-должника с целью предотвращения его ликвидации, как реорганизационные. К ним относились внешнее управление имуществом должника и санация. Основное различие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, - внешнего управления - заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его управляющий, продолжают делать свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего (п.1 ст. 82 и п. 1 ст. 94 Закона). Но даже такие ограничения разрешают учредителям (участникам) должника либо собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта. Финансовое оздоровление - новая процедура. Некое сходство можно отыскать у финансового оздоровления с процедурой санации (оздоровления компании-должника), в рамках данной реорганизационной процедуры собственником компании-должника, кредитором (кредиторами) либо другими лицами такому предприятию оказывалась финансовая помощь, и должник продолжал без помощи других осуществлять хозяйственную деятельность. Но имеется и существенное различие финансового оздоровления от санации, которая осуществлялась не за счет должника, а за счет лиц, предоставивших финансовую помощь - участников санации. С момента заключения с участниками санации соответствующего соглашения они, а не должник, обязаны были выполнить принятые на себя обязательства перед кредиторами в полном объеме и несли за их выполнение солидарную ответственность . В финансовом оздоровлении акценты смещены - ответственным по обязательствам остается должник, который до этого всего за счет собственного имущества обязан исполнить обязательства . Только в случае неисполнения должником графика погашения задолженности такое выполнение возлагается на лиц, предоставивших обеспечение (ст. 89 Закона).Пункт 1 статьи 26 описывает круг лиц, которые вправе обратиться с ходатайством о внедрении финансового оздоровления. Это может быть сам должник, его учредители (участники), орган, выступающий от имени собственника имущества должника - унитарного компании, а также третьи лица. Согласно п. 1 Ст. 80 Закона финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В связи с этим п. 1 комментируемой статьи в качестве общего правила закрепляет, что соответствующее ходатайство подается собранию кредиторов.
2.3 КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--