Курсовая работа: Аннотация на украинскую народную песню Журавель Обработка для хора В. Соколова

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Находкинское музыкальное училище»

Прусова Виктория Викторовна

2 курс отделения хорового дирижирования

Аннотация

на украинскую народную песню

«Журавель»

Обработка для хора В. Соколова

Курсовая работа по специальности «хоровое дирижирование»

Руководитель: Е. Н. Копылова

г. Находка

2008– 2009 учебный год

«Журавель» - украинская народная песня в обработке В. Соколова для 3-хголосного женского (детского) хора. Может исполняться фольклорным ансамблем. По характеру игровая, веселая, исполняется быстро, легко, шутливо.

Народно – песенное творчество украинского народа свидетельствует о его большой музыкальности. В музыкальном фольклоре нашли глубокое отражение темы труда и национально-освободительной борьбы в эпоху феодализма и капитализма. Территориальное положение Украины между Востоком и Западом сказалось на песенном творчестве украинского народа. Самобытный национальный стиль наиболее полно представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодическая орнаментика, вокализация гласных, лады – эолийский, ионийский, дорийский (нередко хроматизированный), миксолидийский. Связи с белорусским и русским фольклором особенно ярко выявляются в украинском Полесье. Диалекты - гуцульский и лемковский - наиболее четко выражены в Прикарпатье и Карпатах. Первый отличается архаическими чертами в мелосе и исполнительской манере (интонирование, приближенное к натуральному строю, ниспадающие глиссандо в окончаниях фраз, пении с выкриками, импровизация, мелизматика, силлабический речитатив), взаимодействием вокальных и инструментальных начал, связаны с молдавским и румынским фольклором.

Украинские народные песни различаются по жанрам: плясовые, лирические, трудовые, протяжные, причитания, свадебные, хороводные, игровые, былины, исторические, песни-баллады, городские, шуточные.

Украинская народная песня «Журавель» относится к числу шуточных игровых песен, может исполняться в фольклорном детском обряде, сказочно-театральной постановке, детским хором.

Соколов Владислав Геннадиевич (1908-1993), родился 15(28) декабря 1908 года в Рыбинске, ныне Ярославская область. Выдающийся хоровой дирижер, композитор. Народный артист СССР (1966). Выпускник Московского Синодального училища (1932, класс А.В. Александрова и Д.Б. Кабалевского) и Московской консерватории (1936, дирижерско-хоровой факультет, класс Г.А. Дмитревского, в 1938 — аспирантуру). В 1932 – 1938 г. преподаватель Музыкального училища и Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. С 1938 г. преподаватель Московской консерватории (с 1951 профессор, в 1957—1960 и с 1983 г. заведующий кафедрой хорового дирижирования). В 1946 – 1952 г. хормейстер Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. С 1936 г. художественный руководитель детского хора Института художественного воспитания АПН СССР. С 1956 г. художественный руководитель Государственного Московского хора. С 1958 г. заместитель председателя, в 1974—1983 г. председатель правления Всероссийского хорового общества. Лауреат Премии Ленинского комсомола (1972), Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки (1979).
Автор книг «Работа с хором» (М., 1959) и «Школа хорового пения» (М., 1978). Автор многочисленных хоровых, а также фортепианных сочинений.

Литературный текст состоит из шести строф по две строки, и вся песня содержит четыре куплета. Основной герой песни - носатый, долгоногий журавль, который повадился щипать коноплю, а хозяйка его, шутя, как бы ругает: «Уж я того журавля изловлю, длинны ноги перебью».

Музыка подчеркивает содержание текста. Музыкальная форма: куплетно-вариационная (4 куплета) со вступлением. При этом имеются черты трехчастной репризной формы.

Вступление (6 тактов) - предложение которое является зачином песни.

1 куплет (I часть) – период (20 тактов), состоит из 3-х предложений, где 8 тактов запев, а второе и третье предложение (12 тактов) - припев.

2-3 куплет (II часть) - период (10 тактов), состоит из четырех предложений.

4 куплет (III часть – реприза I части) состоит из 20 тактов.

Вступление: мелодия сначала движется поступенно вверх, где акценты на второй доле придают произведению игривость, задор. А задержка в конце на фермате подводит итог вступлению и подготавливает куплет.

1 куплет – гомофонно-гармонический склад, поступенное мелодическое движение, акценты, яркая динамика, единый ритмический рисунок (), создаёт яркое игриво-сердитое настроение, как будто хозяйка жалуется соседям на свою беду, досадует, что журавель повадился щипать её конопель.

Второе предложение изображает, как журавель клюёт её коноплю.

2 - 3 куплет усиливает досаду хозяйки, которая рассказывает соседкам о своей беде, изображает поддакивание соседок («Уж я того журавля изловлю, длинны ноги перебью…») за счет канонического вступления голосов друг за другом.

Третье предложение – staccatoвоспринимается как образ клюющего журавля, несмотря на угрозы хозяйки. В этом выступает народный юмор, лукавство.

4 куплет - это повтор первого куплета, как бы говорит нам, что так и не смогла хозяйка избавиться от «нашествия» журавля.

Вступление наиболее выразительное в динамическом отношении за счет сочетания акцентов и контрастной динамики от p < f .

Динамика используется контрастная f > p во втором и третьем куплете, что создает игривое настроение. 1 и 4 куплет выдержан в единой динамике, более ровной.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 519
Бесплатно скачать Курсовая работа: Аннотация на украинскую народную песню Журавель Обработка для хора В. Соколова