Курсовая работа: Деньги, собственность и массовая психология
Мотив публикации, посвященной некоторым психологическим и философским проблемам социально-экономических отношений в современном обществе, автор книги - руководитель Ассоциации Деловой Интеллигенции г. Иваново, психолог, врач-неврозолог, кандидат медицинских наук - определяет как стремление снять никем формально не установленный запрет, "табу", на осмысление образованной частью российского населения таких абстрактных и далеких от повседневных интересов интеллигенции понятий, как психологический смысл денег, собственности, прибавочной стоимости, материальной и духовной составляющих социально-экономических отношений, идеологические аспекты экономики, проблема поиска оптимума в соотношении свободы и самоограничения для человека, достигшего уровня духовной зрелости, возможные направления развития социума в ХХI столетии.
Подобно тому, как при устранении индивидуального невроза необходимо снятие "табу" с осознания первопричин мучающих человека проблем, при "лечении" социальных болезней - столь же необходимо осознание обществом не лежащих на поверхности (и охотно эксплуатируемых недобросовестными политиками псевдопричин социальной несправедливости и социальных конфликтов), а глубинных, спрятанных за множеством вторичных и второстепенных, а потому и неочевидных, основных причин социальной дисгармонии.
Постоянные указания автора на связь явлений психологических и экономических - являются еще одним подтверждением давно установленной истины: человек является мерой всех вещей. Человеку, как венцу Творения, дано осознавать не только источник своих собственных проблем, но и проблем общества; не только видеть причины, но и находить выход из самых сложных положений.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кандидат медицинских наук Евгений Валентинович Шелкопляс занимается проблемами психологии более 15 лет. В своих исследованиях основное внимание он уделяет психологии индивидуальных различий, проблемам социальной и политической психологии.
Относительно небольшая по объему книга "Деньги, собственность и массовая психология" может представлять интерес для специалистов в области психологии, экономики, политологии, управления, а также для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов и достаточно широкого круга читателей, интересующихся социально-экономическими и психологическими проблемами современного общества.
В предлагаемой работе заинтересованного читателя в особенности привлечет новизна и нестандартность подхода автора в рамках его концепции "психологии оптимума", демонстрирующего связь психологических законов с тенденциями экономического и социального развития общества.
Некоторые из высказанных автором мыслей, идей и положений не бесспорны; они могут быть поводом для интересных и серьезных дискуссий. Однако, побуждение читателя к собствнным оценкам и выводам в отношение целого ряда малообсуждаемых проблем социальной, экономической и духовной жизни - и есть важнейшая задача автора. Его склонность использовать самоиронию как специфический психологический прием, как способ снятия привычного нам стереотипа самоограничения в анализе сложных социально-экономических явлений способствует установлению партнерского стиля отношений между автором и его читателями.
Хотелось бы надеяться, что издание книги "Деньги, собственность и массовая психология" станет дополнительным поводом для осознания представителями российской интеллигенции глубинных причин дисгармонии социальных и экономических отношений в нашем обществе, еще одной из предпосылок для перехода от разрушительных к созидательным преобразованиям.
Заведующий кафедрой политологии и социологии ИГЭУ, кандидат философских наук Д.А. ВЫЛЕГЖАНИН
Заведующий кафедрой технологии воды и топлива ИГЭУ, профессор, доктор технических наук Б.М. ЛАРИН
***
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей Вселенной,
Тот кумир - телец златой.
Проблемы Мефистофеля в России
Многоуважаемый читатель! Вероятно, Вам, как и мне, не раз приходилось наблюдать поведение вполне разумного и трезвого человека, попавшего в положение, где он чувствует себя абсолютно сбитым с толку или, по крайней мере, не в своей тарелке...
Достаточно припомнить ситуацию, когда Вы или кто-либо из Ваших знакомых случайно оказались участниками отвественного и сложного совещания, где приходится изображать из себя специалиста в совершенно незнакомой области деятельности...
Другая типичная сцена. Растерявшаяся женщина, которую на улице внезапно окружила стайка громкоголосых цыганок, обещающих ей тяжелейшие испытания, невзгоды и утраты, если она откажется удовлетворить их "скромные" просьбы материального характера...
Каждый, кому приходилось наблюдать хотя бы несколько цирковых представлений, знаком с номером, где на глазах почтенной публики фокусник распиливает бутафорской пилой свою прекрасную и безропотную ассистентку ...
Так или иначе любой человек время от времени сталкивается с событиями, предметами или явлениями, о которых, если он будет опираться на собственный опыт и здравый смысл, может сказать с полным убеждением только одно: "Ничего не понимаю", - а если события принимают вовсе неприятный оборот, помянуть нечистую силу...
Не случайно политики, так же, как и фокусники, обычно апеллируют к здравому смыслу своей аудитории. Именно здравый смысл, упрощенное, поверхностное восприятие чего-то сложного, непривычного, вводит в заблуждение человека, не являющегося специалистом. С позиций здравого смысла очевидно: Земля плоская, а небо имеет форму купола; длинные параллельные линии пересекаются, сходятся в одну точку вдалеке; политика и бизнес - всегда грязное дело; те, кто не похож на нас, значительно нас хуже; от трудов праведных не наживешь палат каменных; в большой политике от нас ничего не зависит... Список широко распространенных иллюзий здравого смысла не составляет труда продолжить. Вместе с тем, специалист в соответствующей области знаний способен легко избавить нас от заблуждений, разъяснить ситуации, подобные вышеописанным, достаточно просто и понятно.
От ученых и специалистов принято требовать объяснений во многих областях человеческой деятельности, но есть область знаний и деятельности, где внятных объяснений не ждут ни от академиков, ни от правительства, ни от президента. Эта область - финансы. Еще проще и понятнее для рядового гражданина - ДЕНЬГИ !...
"В угожденье богу злата, край на край встает войной, и людская кровь рекой по клинку течет булата - люди гибнут за металл..." Кто не знает этих классических строк?! Безумие людей, одержимых жаждой наживы, объясняли сверхъестественными, неподконтрольными человеческому разуму причинами. "Сатана там правит бал!..." И сегодня многие, не считающие себя подверженными мистическим влияниям люди, склонны приписывать деньгам некие сверхъестественные свойства, не доступные ни пониманию рядового человека, ни точному анализу самых высоколобых ученых.
Однако, рассуждая взвешенно, следует признать: на определенном этапе развития человечества деньги - неизбежное зло... К счастью, нашим современникам секрет успеха в борьбе с дьявольским искушением, богатством, уже известен. И.Ильф и Е.Петров устами своего любимого героя удивительно просто сформулировали способ обмана самого князя тьмы: деньги нужно любить бескорыстно. Человеку денег нужно не так уж много, ровно столько, чтобы о них можно было не думать... За раскрытие волнующей тайны мы всегда будем благодарны "великому комбинатору"! Шутливая формула О.Бендера, тем не менее, совершенно верна для большинства нормальных людей. Исключение, естественно, составляют очень богатые люди. Их отношение к деньгам напоминает зависимость наркомана от наркотика...
Кстати, А.С.Пушкин в "Сказке о попе и работнике его Балде" дал замечательный рецепт лечения жадности не для почитателей князя тьмы, а для служителей его вечного, неразлучного оппонента... Имел ли классик в виду только своих современников или и нынешних попов тоже? Богу весть...
Явно недостаточная бого- и чертобоязнь, по-видимому, генетически свойственна русской душе, загадочной и языческой в своей глубине. Нашему российскому Балде и черт не брат... Да и не водятся в России Мефистофели, а чего хватает, так это мелких бесов, но об этом - смотри выше...
Новые деньги ?
Хорошо известно, что в современном массовом сознании деньги представляют собой одно из универсальных проявлений успеха. Казалось бы, тому, кто имеет много денег, не должно быть "мучительно больно за бесцельно прожитые годы"... Его успех выражается цифрами банковского счета. С другой стороны, всякий приличный человек знает, что не в деньгах счастье. Ряд важных ценностей человеческой жизни не имеет денежного выражения: не продаются истинная любовь и дружба, а продажные - недорого стоят. И все же в деньгах оценивают очень многое.
Не трудно заметить, что понятия "цена" и "оценивать", хотя и имеют один корень, но совершенно не тождественны. Человеку свойственно оценивать практически все, что важно в жизни. А вот в денежных единицах, постоянно используемых в качестве универсального измерителя общественной полезности какого либо ресурса или деятельности человека, может быть оценена, измерена важность, полезность, т. е. установлена цена лишь малой части того, что нам дорого, - это так называемые материальные ценности.
В какой-то степени цена социальных заслуг человека может быть отражена количеством имеющихся у него наград, почетных званий, дипломов и т. п., но точность этой оценки трудно охарактеризовать иначе, как "в какой-то степени"... Вспомните анекдоты советского времени о труженике, все богатство которого составляет обширная коллекция почетных грамот, благодарностей и вымпелов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--