Курсовая работа: Доходная часть бюджетной системы Российской Федерации
В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство — это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ — совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
· I уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; Федеральный бюджет РФ , по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
· II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области); Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
· III уровень — местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских). Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
· Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
· Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
· Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
· Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит — это превышение доходов бюджета над расходами.
· Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
· Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
· Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
· Принцип гласности , т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
· Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
Налоги являются важнейшим источником бюджетных доходов. Уже более 4 лет в России действует новая система налогообложения. Можно сказать о том, что удалось добиться нормативного обеспечения новой налоговой системы. Но вместе с этим нужно признать и то, что оно создавалось в спешке и под давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств. Тогда на первый план выходила задача спасения бюджета, достижение какой-то сбалансированности финансового положения государства. Именно в таких условиях была проведена огромная работа по формированию нового финансового механизма сбора, распределения и перераспределения налоговых доходов; появилась и организационная инфраструктура налогообложения.
В Российской Федерации взимаются следующие виды налогов:
а) Федеральные налоги, к ним относятся:
- Налог на добавленную стоимость.
- акцизы на отдельные группы и виды товаров.
- налог на доходы банков.
- налог на доходы от страховой деятельности.
- налог с биржевой деятельности.
- налог на операции с ценными бумагами.
- таможенная пошлина.
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
- платежи за пользование природными ресурсами.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--