Курсовая работа: Духовная культура древних германцев
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Религиозные воззрения древних германцев 8
§1. Картина мира 8
§2. Архаические пережитки в религии 11
§3. Пантеон богов 12
§4. Жреческая организация 15
Глава II. Культура древних германцев 17
§1. Устная и песенная культура 17
§2. Художественная культура 19
Заключение 24
Список источников и литературы 26
Примечания 28
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
История древних германцев – история этноса, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы. Однако некоторые аспекты его истории до сих пор исследованы недостаточно. Это, в частности, относится к духовной культуре древних германцев. Несмотря на наличие источников («Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита, «Естественная история» Плиния Старшего), духовная культура древнегерманских племен изучена недостаточно, чем и объясняется актуальность нашей темы.
Главными источниками являются сочинения Тацита («Анналы»[1] и, прежде всего, «О происхождении германцев и местоположении германцев»[2] ), а также «Записки о галльской войне»[3] Юлия Цезаря. Эти источники дают богатый материал о расселении, хозяйстве, занятиях, обычаях, верованиях древних германцев, однако необходимо заметить, что работа с этими источниками требует критического подхода, поскольку зачастую источники противоречат друг другу.
Так, противоречия находятся даже в сочинениях одного и того же автора – Тацит: он то идеализирует древних германцев, то акцентирует внимание на их «варварских» чертах. Иногда в одной работе он пишет о том, что такой-то факт имеет место, а другой – что ничего подобного нет (типичный пример – вопрос о серебряных рудниках в Германии, о чем будет детальнее сказано в третьей главе).
Больше всего проблем с источниками возникает при изучении религиозных воззрений древних германцев.
Так, С. А. Токарев называет следующие источники изучения древнегерманской религии:
1) археологические памятники;
2) сообщения классических римских и греческих писателей;
3) данные средневековой христианской литературы – церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр.;
4) средневековые скандинавские сборники – Эдды: Старшая, или Поэтическая (X – XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или прозаическая (XII – XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат;
5) новейшие пережитки древней религии в виде народны поверий и обычаев, описанных в этнографической литературе.[4]
Из источников, нам доступным и дающим сведения о религии древних германцев, мы использовали, помимо «Младшей Эдды»[5] и «Старшей Эдды»,[6] «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря,[7] а также «Анналы» и «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита[8] . Однако у этих источников есть свои недостатки. Так, М. А. Коган, автор главы о древнегерманских племенах в «Очерках истории Германии с древнейших времен до 1918 года»,[9] считает, что и Цезарь, и Тацит пишут о религии германских племен неточно и неверно. Оба римлянина называют богов германцев римскими именами, «безнадежно преградив этим путь исследователям».[10]
На наш взгляд, Тацит, как и Гай Юлий Цезарь, называет германских богов латинскими именами для удобства читателей. Дело в том, что в Древнем Риме религия была достаточно толерантна, и, многочисленный пантеон богов постоянно пополнялся – то за счет обожествления каких-либо императоров (а то и их родственников, как, например, четырехмесячной дочери Нерона), то за счет «заимствования» богов из других пантеонов, как, например, азиатской Кибелы.[11]
Некоторые боги, которым уже были аналоги в древнеримском пантеоне, не заимствовались, и в исторических или географических сочинениях «переводились», чтобы для римского читателя было ясно, о каком боге идет речь.
Таким образом, исследователю, чтобы понять, о каком боге говорит Тацит и какое значение имел этот бог для древних германцев, необходимо знать античную мифологию и уметь находить мифологические параллели. При этих условиях религиозные воззрения древних германцев предстают более четко.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--