Курсовая работа: Движение 4 мая 1919 г. в Китае
Курсовая работа по новейшей истории зарубежных стран
Тема:Движение 4 мая 1919 г. в Китае
(сдавалась в Саратовский гос университет, истфак, июнь 2003 г.)
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 | |
1. | Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
6 |
2. | Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
10 |
3. | Итоги, характер и историческое значение движения. . . . . . . | 21 |
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 28 | |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 29 |
Введение
В первой половине XX в. в судьбах Китая происходили колоссальные изменения. К началу столетия Китай был зависимой от иностранных держав огромной, но слабой полуколониальной, полуфеодальной империей, с 1644 г. находившейся под властью чужеземной маньчжурской Цинской династии. Попытки сделать Китай независимым, сильным и богатым государством были предприняты еще в конце XIX в. После катастрофического поражения в войне с Японией (1894—1895), обнажившего полную неспособность правящих кругов к защите национальных интересов страны, среди представителей китайской буржуазной интеллигенции началось движение за проведение срочных реформ.
В 1898 г. группе молодых реформаторов во главе с известным учеными педагогом Кан Ювэем удалось привлечь на свою сторону 24-летнего маньчжурского императора Гуансюя. На протяжении 102 дней Гуансюй издавал подготовленные реформаторами императорские указы о развитии промышленности, сельского хозяйства, внутренней и внешней торговли, путей сообщения, современных учебных заведений, ликвидации консервативных бюрократических институтов, увольнении неспособных сановников, модернизации армии и флота, защите интересов китайцев, проживающих за границей, и т.д. — указов, открывавших в случае претворения их в жизнь благоприятные возможности для независимого капиталистического развития Китая. Реформаторская деятельность Гуансюя, однако, была быстро и решительно пресечена консервативной группировкой маньчжурских и китайских придворных, возглавлявшейся вдовствующей императрицей Цыси, которая отстранила "племянника от власти и казнила его ближайших сподвижников, китайцев, сторонников реформ.
В первом десятилетии XX в. набирало силу революционно-демократическое движение, поставившее своей целью насильственное свержение Цинской монархии и введение в стране китайского республиканского правления. Во главе революционных организаций, вошедших в 1905 г. в Китайский революционный объединенный союз (“Чжунхуа гэмин тунмэнхуэй”), стоял Сунь Ятсен — китайский врач, получивший западное образование в английской колонии, в Гонконге. Еще в 1895 г., разочаровавшись в реформаторском пути, он предпринял в г. Гуанчжоу (Кантон) первую попытку организации восстания против маньчжурского правления. После ряда последовавших неудачных антиправительственных вооруженных выступлений Объединенному союзу и связанным с ним революционным организациям удалось наконец 10 октября 1911 г. осуществить победоносное восстание в Учане, в Центральном Китае, добиться в феврале 1912 г. отречения последнего императора Цинской династии— малолетнего Пу И — и учреждения Китайской Республики.
По причине неразвитости новых экономических и общественных отношений, слабости национальной буржуазии и прямого вмешательства иностранных держав во внутренние дела Китая власть в стране перешла не к революционерам, а к главнокомандующему цинскими войсками генералу Юань Шикаю; после же его смерти в 1916 г.—к главарям многочисленных генеральских милитаристских клик, на долгие годы разделивших Китай на свои вотчины, непрестанно воевавших друг с другом за сферы влияния, опираясь на поддержку тех или иных империалистических держав.
Первым крупным общенациональным выступлением против реакционной внутренней политики китайских милитаристских правителей и постоянных уступок с их стороны все новым и новым домогательствам иностранных держав стало “движение 4 мая 1919 г.”. Исследование предпосылок, развития и итогов этого движения является целью данной работы.
1. Социально-экономические причины, идеологические и политические предпосылки движения
После прекращения боевых действий на европейском театре в Китае стали все громче раздаваться голоса о необходимости решить на мирной конференции вопрос не только о возвращении Китаю как участнику войны на стороне Антанты бывших колониальных владений в Шаньдуне, но и о ликвидации всей системы неравноправных договоров держав с Китаем и признании его равноправным государством.
Китайское правительство в Пожеланиях предстоявшей мирной конференции в Париже выражало надежду, что 1) великие державы откажутся от своих сфер влияния в Китае; 2) войска иностранных государств, находящиеся в Китае, будут отозваны; 3) державы откажутся от права иметь в Китае свою почту и телеграф; 4) будет отменено право консульской юрисдикции; 5) арендованные державами территории будут возвращены Китаю; 6) будут возвращены Китаю и территории иностранных сеттльментов; 7) Китаю будет предоставлена таможенная самостоятельность[1] .
Китайская общественность возлагала большие надежды на поддержку этих требований со стороны США. Основанием для этих надежд служили широко разрекламированные в американской печати “14 пунктов” из послания президента США В. Вильсона конгрессу США от 8 января 1918 г., предусматривавшие среди проблем послевоенного мирного урегулирования решение колониальных вопросов.
Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться. На открывшейся 18 января 1919 г. в Париже мирной конференции руководители Совета четырех в лице президента США Вильсона, французского премьер-министра Клемансо, британского премьер-министра Ллойд Джорджа и итальянского премьер-министра Орландо не признали Китай равноправным участником конференции. Китайская делегация была фактически отстранена от обсуждения вопроса о судьбе бывших германских колоний в Китае. В ходе ожесточенного торга между США и Японией последняя, поддержанная Англией и Францией, одержала верх, и 30 апреля 1919 г. на заседании Совета четырех был окончательно решен вопрос о передаче Японии бывших германских колониальных владений в Шаньдуне. Китайская делегация даже не была приглашена на это заседание[2] .
Известие об этом унизительном для Китая решении Парижской мирной конференции и о том, что еще 24 сентября 1918 г. правительство Дуань Цижуя подписало с Японией секретное соглашение о передаче ей германских колониальных владений в Шаньдуне, вызвало в Китае бурное негодование и дало новый стимул для развертывания патриотического движения против политики империалистических держав, и в первую очередь против Японии и прояпонских политических деятелей в правительстве бэйянских милитаристов.
2. Эволюция движения: участники, программные установки, формы и методы борьбы
Движение началось с выступления студентов и учащиеся средних школ Пекина, собравшихся 4 мая 1919 г. на центральной площади столицы Тяньаньмэш. Они провели митинг и демонстрацию протеста, требуя отказа от подписания мирного договора, возвращения Шанадуна Китаю, аннулирования “21 требования”, защиты национального суверенитета, отставки и наказания министров пекинского правительства, запятнавших себя предательством национальных интересов и прислужничеством перед Японией[3] . Во время демонстрации, в которой участвовали более 3 тыс. студентов и учеников старших классов из 13 учебных заведений города, был подожжен дом министра путей сообщения Цао Жулиня, известного своими прояпонскими симпатиями, избит находившийся там китайский посланник в Японии Чжан Чжунсян. Правительство Дуань Цижуя жестоко подавило патриотическое выступление студентов. В знак протеста против избиения и ареста демонстрантов на следующий день забастовали все учебные заведения города, поддержанные профессорами и преподавателями, купечеством, представителями различных общественных организаций столицы. Несмотря на то что вскоре правительство было вынуждено освободить арестованных, студенческие волнения не прекращались и вскоре перекинулись на другие города Китая.
В Пекине руководство антиправительственными выступлениями взял на себя Объединенный союз учащихся высших и средних учебных заведений, организовавший 19 мая в городе всеобщую забастовку учащихся; забастовщики потребовали от правительства отказа от подписания мирного договора, возобновления мирных переговоров между Севером и Югом с целью скорейшего объединения страны, восстановления на работе профессоров и преподавателей, уволенных властями за поддержку студентов, освобождения арестованных в Токио с согласия пекинского правительства китайских студентов, участвовавших в антияпонской демонстрации.
Начался бойкот японских товаров, была организована запись добровольцев для отправки в Шаньдун, чтобы изгнать оттуда японские войска. Пекинские власти ужесточили репрессии против студенчества. После того как в начале июня в Пекине были проведены новые массовые аресты, центр патриотического движения переместился в Шанхай. Здесь вспыхнула всеобщая забастовка торговцев, протестовавших против решения Парижской мирной конференции о Шаньдуне и требовавших прекращения репрессий против студентов в Пекине. К забастовке примкнули рабочие шанхайских предприятий; в этом крупнейшем промышленном и торговом центре Китая был образован Объединенный союз студентов, торговцев, журналистов и рабочих, руководивший забастовочным движением. Аналогичные массовые выступления прошли в эти дни в Тяньцзине, Нанкине, Ухане, в различных провинциях — Цзянсу, Чжэцзян, Шаньдун, Хунань Шаньси, Аньхуэй, Гуандун и др. Перед угрозой всеобщей забастовки Пекин вынужден был объявить об отставке прояпонских членов правительства Цао Жулиня, Чжан Чжунсяна и Лу Цзунъюя; еще до этого Дуань Цижуй официально отказался от подписания Версальского мирного договора.
Сунь Ятсен, проживавший в то время в Шанхае, хотя и не принимал непосредственного участия в “движении 4 мая”, тем не менее сочувственно откликнулся на него. По инициативе Сунь Ятсена была направлена телеграмма протеста пекинскому правительству, оправдывавшая действия студентов. В ней говорилось: “Надо простить молодых студентов, деятельность которых слегка вышла за пределы нормального поведения по причине их патриотических чувств”[4] ..
9 мая 1919 г. после совместных заседаний обеих палат парламента в Гуанчжоу была послана циркулярная телеграмма во все провинции Китая, в которой резко осуждались прояпонские элементы в пекинском правительстве и одобрялись действия пекинских студентов.
Под непосредственным воздействием “движения 4 мая” Сунь Ятсен стал привлекать молодежь к революционному делу. Выступая 8 октября 1919 г. на собрании Союза молодежи в Шанхае с докладом “Первым шагом в переустройстве Китая может быть лишь революция”, он подверг уничтожающей критике пекинское правительство, заявив, что “коррупция современной бюрократии и военщины сейчас приняла куда большие размеры, чем в маньчжурско-цинскую эпоху”. Называя старое чиновничество, окопавшееся в правительственных учреждениях столицы и провинций, китайскую военщину, столичных и провинциальных политиканов “тремя слоями старого слежавшегося грунта, которые в первую очередь необходимо извлечь и отбросить для сооружения славного, величественного здания Китайской республики”[5] , Сунь Ятсен призывал молодежь к активному участию в революционном движении. С чего следует начинать перустройство Китая? — спрашивал Сунь Ятсен и отвечал: не с распространения образования, как говорят одни, и не с развития коммерции и промышленности, как говорят другие, не с развития самоуправления, как говорят третьи, а с главного — с революции, направленной против бюрократии и военщины.
18 ноября 1919 г. Сунь Ятсен произнес речь перед студенческой ассоциацией Шанхая на тему “Экстренная задача спасения родины”, в которой высоко отозвался о “движении 4 мая”, отмечая его высокую организованность и эффективность. Ука-зызая, что оно было вызвано внешними причинами, Сунь Ятсен призывал молодежь с таким же вниманием отнестись и к проблемам внутрикитайским, поддержать “движение в защиту конституции”, добиваться восстановления деятельности законного парламента. Он подчеркивал, что борьба против кабальных -и унизительных договоров с иностранцами тесно связана с борьбой против милитаристских группировок за объединение страны[6] .
В конце апреля 1919 г. Чжоу Эньлай вернулся в Тяньцзинь из Японии. Он незамедлительно включился в патриотические выступления местной молодежи, развернувшиеся после получения известий о событиях 4 мая в столице. Вечером 6 мая в Тяньцзине состоялся массовый митинг протеста учащихся городских учебных заведений против действий пекинских властей. На следующий день был образован временный общегородской комитет учащихся, который 12 мая провел общественную панихиду по студенту, убитому в Пекине во время подавления полицией студенческой демонстрации 4 мая. После панихиды, в которой участвовало более тысячи человек, собравшиеся, разбившись на группы, организовали многочисленные патриотические митинги в различных частях города и пригородах. 14 мая по примеру пекинской молодежи в Тяньцзине был создан Объединенный союз учащихся средних школ и высших учебных заведений города; руководящую роль в нем играли представители Чжилийского политехнического института, Нанькайской средней школы и Бэйянского университета. К учащимся Тяньцзиня присоединились и студенты правительственного железнодорожного училища в соседнем Таншане. Представительницы женских средних школ 25 мая создали Патриотическую ассоциацию женщин Тяньцзиня.
Арест пекинским правительством 3 июня большой группы пекинской молодежи за участие в патриотических митингах и собраниях вызвал новую волну протеста в Тяньцзине. Объединенный союз учащихся организовал перед зданием Нанькайской школы многотысячный митинг. Собравшиеся дали клятву защищать Родину, восстановить суверенитет Китая и смыть нанесенный ему позор, изгнать предателей Родины, разделить со всей страной опасности и горести, держаться сообща до победного конца. После митинга они направились к резиденции губернатора пров. Чжили с петицией, в которой требовали освобождения арестованных в Пекине студентов, возвращения Китаю бывших германских концессий в Шаньдуне и отмены навязанного Японией “21 требования”. 9 июня в Тяньцзине прошел грандиозный митинг — присутствовало более 20 тыс. человек. Представители различных общественных организаций города одобрили призывы прекратить со следующего дня занятия в учебных заведениях, работу на предприятиях и в торговых учреждениях. 18 июня была образована Объединенная ассоциация представителей различных слоев населения Тяньцзиня за национальное спасение. В нее вошли более 170 различных организаций и групп от торговых, промышленных, экономических, просветительских, религиозных, благотворительных кругов города[7] . Заместителем руководителя Объединенного союза учащихся Тяньцзиня был избран близкий друг Чжоу Эньлая по Нанькайской школе Ма Цзюнь. Он предложил Чжоу Эньлаю стать редактором создаваемой газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня (“Сюэшэ ляньхэхуэй бао”).
Чжоу Эньлай не задумываясь ответил согласием и с головой ушел в работу — добывал средства на издание газеты, приобретал бумагу, подыскивал типографию, подбирал редакционный аппарат. В целях рекламы он поместил 12 июля в газете Нанькайской школы большую статью о целях и задачах новой газеты. Показав место “движения 4 мая” в общем контексте развития международной обстановки на Дальнем Востоке, “рисовых бунтов” в Японии и движения за независимость Кореи, Чжоу Эньлай назвал их “волнами мощного прибоя новой мысли”, непосредственным результатом возросшего национального самосознания народов Восточной Азии. Он заверял читателей, что новая газета будет руководствоваться идеями “обновления и реформ”, “духом демократии”, будет знакомить общество со взглядами современного “идеологического прибоя”, “выполнять задачу общественного контроля над политикой правительства”, давать объективное освещение общественной жизни и критику различных научных теорий. Эта блестящая статья Чжоу Эньлая вскоре была перепечатана всеми ведущими газетами Тяньцзиня.
Первый номер газеты Объединенного союза учащихся Тяньцзиня вышел в свет 21 июля 1919 г. с подзаголовком на английском языке: “Наш девиз — демократия; у нас должно быть правительство, контролируемое народом, служащее народу и заботящееся о благе народа”. Девиз газеты наглядно свидетельствовал о широком распространении в те годы среди учащейся молодежи американских буржуазно-демократических идей. Написанная Чжоу Эньлаем передовая статья “Реформа, обновление” призывала к перестройке общества и реформированию сознания. Газета сначала выходила один раз в три дня, но вскоре стала ежедневной с тиражом в 20 тыс. экземпляров. Чжоу Эньлай заказывал и собирал статьи и заметки, сам писал передовые, редактировал и вычитывал материал, правил корректуру, следил за печатанием тиража в типографии, а иногда по утрам сам продавал газету.
Газета Объединенного союза учащихся Тяньцзиня резко критиковала правительство, находившееся под контролем ань-фуистской группировки бэйянских милитаристов, за его внешнюю и внутренюю политику, в частности за введение в Шань-дуне военного положения и подавление генералом Ма Ляном патриотического движения в этой провинции. Газета разоблачала подкуп бэйянскими милитаристами органов китайской печати, выступала организатором массовых демонстраций против произвола властей, в защиту патриотического движения. В августе 1919 г. была создана Ассоциация газет и журналов различных учебных заведений Тяньцзиня, и Чжоу Эньлай единодушно был избран ее председателем.
По призыву Объединенного союза учащихся был организован марш протеста из Тяньцзиня в Пекин в поддержку требования об отставке и наказании генерала Ма Ляна. Коща 28 августа группа петиционеров была жестоко избита и арестована пекинской жандармерией, Чжоу Эньлай с оставшимися на свободе лидерами союза организовал массовую манифестацию у президентского дворца в Пекине. В ней участвовало от 2 до 4 тыс. человек, которых горячо поддерживало население столицы. Она длилась три дня и окончилась лишь после освобождения арестованных, в числе которых был и Ма Цзюнь.
Окрыленный успехом, Чжоу Эньлай и его ближайшее окружение решили создать в Тяньцзине из числа наиболее преданных движению членов Ассоциации учащихся и Патриотической ассоциации женщин глубоко законспирированный кружок для совместного изучения обстановки в стране и подготовки нового подъема, или, как тогда говорили, “нового прибоя” патриотичес-.кого движения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--