Курсовая работа: Экспериментальная педагогика
Олег Коваленко
Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-исследователи конца XIX - начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным ключом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, получившее название «экспериментальная педагогика».
Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Сикорского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследования круга представлений школьников, выполненные Холлом (1890), изучение интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Нечаев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного влияния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в сложнейшие проблемы воспитания.
Не осталось, кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследования нравственной сферы и процессов, происходящих в коллективах. Распространился так называемый метод определений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки поступков литературных героев, метод недописанных рассказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод коллизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения давались готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, - одну из них надо было выбирать. Для изучения настроений и интересов детей и подростков применялся метод анонимных записок: в специальный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уровень развития.
Педагоги-эксперименталисты немало сделали для педагогической науки.
Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории. В силу известных причин, о которых расскажем ниже, экспериментальные исследования педагогических проблем в нашей стране были приостановлены в середине 30-х годов и вновь возрождены лишь в 70-е годы. Что случилось? Почему? Как? Не захотите ли вы выяснить это?
Преданья старины глубокой
Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика позаимствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в Х в. до н.э. Ликург поставил социально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что.
Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могущественное государство Спарта. Случилось так, что трон государства унаследовал несовершеннолетний сын царя Харилай. Править страной он не мог, и поэтому вся государственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликурга.
Ликург был человеком наблюдательным. Немало времени и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное - не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.
Если верить легенде, однажды Ликург продемонстрировал весьма показательный опыт, наглядно подтверждающий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни.
Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек.
В историю Ликург вошел как автор законов, которые считались образцом человеческой мудрости, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений применялись в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых - сиситиях. Полагалось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.
Задумаемся над грустной таблицей
Обратимся к материалам исследований. Приведем таблицу, составленную французским исследователем Г. Леем. Он прослеживает влияние социальных факторов на появление умственно отсталых детей, число которых продолжает увеличиваться и в нашей стране. В таблице обобщены результаты обследования бытовых условий 150 нормальных и 150 слабоумных парижских детей.
Факторы |
Число случаев на 150 нормальных детей |
Число случаев на 150 слабоумных детей |
Неправильные роды | 8 | 12 |
Судороги в детстве | 3 | 75 |
Искусственное питание | 29 | 18 |
Появление первого зуба не ранее 8 месяцев | 3 | 23 |
Начало хождения после 24 месяцев | 4 | 60 |
Первое слово после 24 месяцев | 3 | 60 |
Неопрятное поведение после 36 месяцев | 3 | 34 |
Недержание мочи в школьном возрасте | 2 | 16 |
Дед со стороны матери алкоголик | 7 | 56 |
Дед со стороны отца алкоголик | 8 | 66 |
Бабушка со стороны отца алкоголичка | 1 | 5 |
Бабушка со стороны матери алкоголичка | 0 | 5 |
Дед или бабушка туберкулезны | 27 | 44 |
Родители туберкулезны | 38 | 70 |
Предки с нервными или психическими болезнями | 28 | 101 |
Предки с психическими болезнями, интернированные в больнице | 5 | 10 |
Предки - эпилептики | 4 | 11 |
Число братьев и сестер | 438 | 985 |
Число умерших братьев и сестер | 71 (16%) | 352 (36%) |
Из них умерших от судорог и болезней мозга | 36(51%) | 256 (73%) |
Отец - неквалифицированный рабочий | 25 | 48 |
Мать работает вне дома | 60 | 86 |
Отец был под судом и наказан | 33 | 73 |
Мать была под судом и наказана | 12 | 39 |
Число правонарушителей | 78 | 424 |
На сколько лиц приходится одна комната | 1,33 | 2,65 |
На сколько лиц приходится одна кровать | 1,4 | 2,41 |
Заработок в семье на одно лицо во франках | 6,68 | 2,96 |
Тесты с нами
На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога й. Йырасека, составленным для диагностики уровня вербального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.
Тест ВМ (вербальное мышление)
1. Какое животное больше - лошадь или собака?
Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень ...?
Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.
3. Днем светло, а ночью...?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--