Курсовая работа: Экспрессия звука в поэзии Б. Пастернака
Введение
Глава 1. Звукоизобразительность и звукосимволизм
1.1 Фоносемантика, как наука, изучающая ассоциативный ореол звука
1.2 Звукоизобразительные и звукосимволические возможности звука
Глава 2. Экспрессия звука у Б.Л. Пастернака
2.1 Судьба и творчество
2.2 Экспрессия звука в творчестве Б. Пастернака
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Темой данной курсовой работы является «Экспрессия звука». Говоря о явлении звуковой экспрессии, нужно учитывать, что это понятие является одним из предметов изучения фоносемантики – науки, которая возникла на стыке лингвистики, социологии, психологии, физиологии, текстологии и др.
Фоносемантика, как и всякая другая наука, имеет свои проблемы, актуальные на сегодняшний день. При изучении содержательной стороны звука возникают вопросы, ответы на которые вызывают споры у многих ученых. Имеет ли отдельно взятый звук или группа звуков свой особый смысл? Обусловлен ли психологически выбор звуков в художественном тексте? Какие ассоциации возникают у человека, когда он слышит тот или иной звука? Почему эти ассоциации возникают? Разобраться в этих вопросах мы и попробуем в этой курсовой работе.
Фоносемантика стала изучаться в XX в., во время появления особого интереса к содержательной природе звука со стороны поэтов и писателей. Б.Пастернак тоже активно экспериментировал со звуками в своем творчестве, часто использовал прием звукописи для написания стихотворений, что и стало предметом исследования многих филологов.
Но вокруг творчества Б.Л. Пастернака дл сих пор ведутся споры. Одни исследователи считают его стихи чересчур манерными, туманными, с затемненным смыслом. Другие, наоборот, считают Пастернака настоящим художником слова. В последнее время большинство ученых склоняется ко второй точке зрения, т.к. появились новые работы о творчестве Пастернака, делающие его стихи более ясными и понятными.
Цель этой работы – ознакомиться со взглядами современных лингвистов на содержательную стороной звука, показать, как ассоциативная природа звуков, их выразительность может проявляться в творчестве Б. Пастернака.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1) ознакомиться с фоносемантикой, как наукой, изучающей ассоциативный ореол звука;
2) раскрыть звукоизобразительные и звукомиволические возможности звука;
3) выявить экспрессию звука в поэзии Б. Пастернака.
Работа состоит из двух частей. В первой главе (теоретической части) рассмотрены точки зрения современных исследователей с содержательной сущности звука; также внимание уделено звукоизобразительным и звукосимволическим возможностям звука.
Во второй части на примере стихов Б. Пастернака рассмотрены случаи звуковой экспрессии.
Глава 1. Звукоизобразительность и звукосимволизм
1.1 Фоносемантика, как наука, изучающая ассоциативный ореол звука
Сегодня лингвистика существует в тесном контакте с такими науками, как физиология, нейрофизиология, психология, социология, культурология, эстетика, литературоведение и т.д., что дало, как уже отмечалось, толчок к развитию новой науки – фоносемантики, цель которой – многоаспектные лингвистические исследования. Ю.В. Казарин, как и многие другие ученые, указывает на многогранность сущности единиц фонетического уровня: «Фонетический знак – это сущность одновременно ментальная, психическая, физиологическая, физическая, лингвистическая, социальная, психологическая, текстовая, эстетическая (поэтическая) и культурная». [7, с.208]
На данный момент фоносемантика как наука включает в себя следующие разделы:
1) функциональную фоносемантику (лингвоаспект);
2) историческую фоносемантику (этимологический аспект);
3) компаративную фоносемантику (сравнительный аспект);
4) социофоносемантику (социолингвистический аспект);
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--