Курсовая работа: Эстетическое воспитание детей
МИНИСТТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
По дисциплине:
«Педагогическая психология»
На тему: «Эстетическое воспитание детей»
Работу выполнил студент:
__________________________
__________________________
__________________________
Научный руководитель:
преподаватель _____________
___________________________
Симферополь
2008
Содержание
Введение
Глава 1. Роль эстетического в воспитании. Психологические и биологические особенности восприятия прекрасного
1.1 Психология восприятия прекрасного
1.2 Воспитание эстетических чувств и их проявлений в детском возрасте
1.3 Сказка, как одно из основных средств воспитания эстетических чувств в детском возрасте – ее необходимость и опасности неправильных интерпретаций
Глава 2. Эстетическое воспитание и его отражение в реальном учебно-воспитательном процессе
2.1. Краткая характеристика объекта исследования
2.2 Исследование приемов эстетического воспитания на школьных уроках и мероприятиях
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В психологической науке и в теоретической педагогике ведутся относительно природы, смысла, цели и методов эстетического воспитания. С самых давних времен и до настоящих дней по этому вопросу высказываются крайние и противоположные точки зрения, которые с каждым десятилетием якобы находят себе все новые и новые подтверждения в целом ряде психологических исследований.
Многие авторы склонны были отрицать почти всякое воспитательное значение за эстетическими переживаниями, и то направление педагогики, которое соглашается с этими авторами и исходит из одного общего корня с ними, продолжает отстаивать ту же мысль, признавая узкое и ограниченное значение за эстетическим воспитанием. Психологи другого направления склонны чрезмерно преувеличивать значение эстетических переживаний и видеть в них чуть ли не радикальное педагогическое средство, разрешающее решительно все трудные и сложные проблемы воспитания.
Между этими крайними точками располагается ряд умеренных взглядов на роль эстетики в детской жизни, согласно которым значение эстетики сводится к забаве и удовольствию.
Эстетика на службе у педагогики безусловно должна служить путем и средством для воспитания познания, чувствования и морали.
Объектом исследования в работе служит – конкретный педагогический процесс в рамках начальной общеобразовательной школы, а конкретно небольшого ученического коллектива.
Цель работы ─ увидеть и проанализировать реалии эстетического воспитания в условиях реального учебного процесса и заведения.
Для достижения поставленной в работе цели предполагается решить такие задачи:
─ охарактеризовать основные характерные особенности эстетических переживаний человека, психологизм переживаний и формирование мировоззрения человека под влиянием прекрасного, используя труды известных педагогов и гениев культуры ;
─ провести собственное исследование приемов и методов эстетического воспитания в реальном учебно- воспитательном процессе;
─ обобщить полученные результаты, сделать выводы теоретико- практических изысканий в работе.
Глава 1. Роль эстетического в воспитании. Психологические и биологические особенности восприятия прекрасного
1.1 Психология восприятия прекрасного
Обычно полагают, что художественное произведение обладает хорошим или плохим, но обязательно моральным эффектом. При оценке художественных впечатлений, особенно в юношеском и детском возрасте, необходимо учитывать, прежде всего, моральный импульс, исходящий от каждой вещи.
Единственно серьезное, что может ребенок вынести из общения с искусством,— думают при этом — более или менее живую иллюстрацию того или другого морального правила. Все остальное объявляется недоступным пониманию ребенка, и за пределами морали детская литература ограничивается обычно поэзией чепухи и пустяка, как единственной будто бы доступной детскому пониманию. Отсюда возникает и глупая сентиментальность, присущая детской литературе в качестве отличительной черты. Взрослый старается подделаться под детскую психологию и, полагая, что серьезное чувство недоступно ребенку, неумело и неискусно подсахаривает ситуации и героев, чувство подменивает чувствительностью и эмоцию — сантиментам.
В результате детская литература обычно представляет яркий образец безвкусицы, грубого художественного стиля и самого безотрадного непонимания детской психики.
Третье заблуждение, которым грешит традиционная педагогика в тех случаях, когда она сводит эстетику к чувству приятного, к наслаждению художественным произведением и видит в нем самоцель, иными словами, сводит все значение эстетических переживаний к тому непосредственному чувству удовольствия и радости, которое они возбуждают в ребенке.
Особенность детского возраста в том и состоит, что непосредственная сила реального конкретного переживания для ребенка гораздо значительнее, чем сила воображаемой эмоции.
Пассивность и активность в эстетическом переживании вызывает также большую полемику в рядах педагогов и психологов.
«Долгое время держался взгляд, что эстетическое восприятие представляет собой совершенно пассивное переживание, отдание себя впечатлению, прекращение всякой деятельности организма. Психологи указывали на то, что не заинтересованность, бескорыстное любование, полное подавление воли и отсутствие всякого личного отношения к эстетическому объекту составляют необходимое условие для возможности осуществления эстетической реакции»/ 5,с. 275/.
Несомненно, что известная пассивность и незаинтересованность являются непременной психологической предпосылкой эстетического акта. Как только зритель или читатель выступает в роли активного участника воспринимаемого им произведения, так сейчас же он выходит из сферы эстетики окончательно и безвозвратно.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--