Курсовая работа: Фольклорные начала в романе Т. Толстой "Кысь"
Содержание
Введение
Глава 1
Место фольклора в русской литературе
Глава 2
§1 Художественный мир в романе Т.Толстой «Кысь»
§2 Фольклор в романе Т. Толстой «Кысь»
§3 Мифологические корни романа «Кысь»
Заключение
Литература
Введение
Фольклор – [англ. folklore] народное творчество, совокупность народных действий.
Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством является актуальной проблемой современного литературоведения в контексте развития мировой культуры.
Актуальность темы определяется недостаточной степенью научной исследованности влияния устного народного творчества на русскую прозу. Дать четкую характеристику современного литературного процесса очень сложно, так как объективно и полно оценить какое-либо художественное явление возможно только дистанционно, по прошествию времени.
В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества всегда было неотъемлемым свойством подлинного таланта
В 1970-2000-е годы многие русские писатели, работающие в самых разных литературных направлениях, обращаются к устному народному творчеству. Каковы причины данного литературного явления? Почему на рубеже веков писатели различных литературных направлений, стилей обращаются к фольклору? Необходимо учитывать, прежде всего, два главенствующих фактора: внутрилитературные закономерности и общественно-историческую ситуацию. Несомненно, свою роль играет традиция: к устному народному творчеству писатели обращались на протяжении всего времени развития литературы. Другой, не менее важной, причиной является рубеж веков, когда русское общество, подводя итоги очередного столетия, вновь пытается найти ответы на важные вопросы бытия, возвращаясь к национальным духовным и культурным истокам, а богатейшее фольклорное наследие - это поэтическая память и история народа.
Татьяна Никитична Толстая (1951) — один из наиболее ярких прозаиков современности. По одной линии — внучка писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской, по другой — переводчика М. Л. Лозинского; дочь профессора Н. А. Толстого. Рассказы Т. Толстой, появившиеся в начале 1980-х годов, сразу заметили и признали фактом «великой прозы», выделив такие ее свойства, как нетипичность героев, своеобразие фабульного материала, оригинальность художественной манеры автора. Работа над романом «Кысь» продолжалась с 1986 по 2000 год.
Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна потому, что она приобрела сейчас особенную философско-эстетическую ценность.
Фольклор - это архаический, надличностный, коллективный тип художественной памяти, ставшей колыбелью литературы.
Целью работы является определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой «Кысь».
Методы исследования: сравнительно–исторический, анализ художественного текста.
Глава 1
Место фольклора в русской литературе
Талант писателя определяется значимостью его литературных открытий. Бессмертно то, что не повторяет и неповторимо. Природа литературы не терпит вторичности.
Писатель создает свой образ реального мира, не удовлетворяясь чужим представлением о действительности. Чем больше этот образ отражает сущность, а не видимость явлений, чем глубже проникает писатель в первоосновы бытия, чем точнее выражена в его творчестве их имманентная конфликтность, являющаяся парадигмой подлинного литературного «конфликта», тем более долговечным оказывается произведение.
В число забытых произведений попадают вещи, которые редуцируют представление о мире и человеке. Это вовсе не значит, что произведение призвано отразить целостную картину действительности. Просто в «частной истине» произведения должна быть сопряженность с универсальным смыслом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--