Курсовая работа: Формирование личности в процессе преподавания социологии
Содержание
Введение
1. Понятие формирования личности в процессе социализации
1.1 Социологическое понятие личности
1.2 Формирование личности в процессе социализации
2. Преподавание социологии как фактор формирования личности
2.1 Проблемы социологического образования в России
2.2 Инновационные методы в преподавании социологии
3. Влияние преподавания социологии на формирование личности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Человек в социальной структуре занимает особое место. Он является ее основным, изначальным элементом. Без него не может быть социальных связей и взаимодействий, социальных отношений, социальных общностей и групп, социальных институтов и организаций. Таким образом, человек — субъект и объект общественных отношений. Он — продукт развития общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, потому что объединяет людей. Следовательно, человек — один из важнейших факторов, определяющих общество.
В современной социологии имеются различные концепции личности. Все они признают личность как специфическое образование, сформированное под воздействием тех или иных социальных факторов. Многомерная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и взаимоотношений определяют множество теоретических подходов к пониманию личности» создают целый ряд различных моделей, образов человека в современной социологии.
Социальный мир, в котором живут и трудятся люди, активно конструируется ими самими в ходе их социальной деятельности. Это происходит по преимуществу неосознаваемо для них. С другой стороны, общество с помощью самых разнообразных средств социализирует индивида, формирует из него личность, приспособленную к жизни в определенной социальной среде.
Изучение социологии в ряду других гуманитарных дисциплин воспитывает особое отношение к человеку, формирует гражданскую позицию молодого человека. Существует еще и чисто прикладная сторона данной проблемы: в каждой профессии есть аспекты, в которых социологическое знание может стать полезным, и задача преподавателя социологии – найти этот аспект и связать таким образом свою дисциплину с будущей профессией студентов. Социологические исследования выявляют усиление прагматических настроений у современных студентов относительно получения знаний, которые им пригодятся в условиях рыночной конкуренции. Добиться достаточно высокого уровня удовлетворенности студентами процессом преподавания социологии, равно как и других гуманитарных дисциплин, можно только при настойчивом внедрении инновационных методик обучения студентов.
Новые формы преподавания предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной и общетеоретической компетентности преподавателя. Все определеннее на первый план выступают личные качества преподавателя, его собственная позиция, культура, умение общаться с современной молодежью.
Целью данной работы является изучение формирования личности в процессе преподавания социологии. В связи с поставленной целью мы должны решить ряд задач, а именно:
Рассмотреть как трактуется личность в социологии и какие факторы влияют на ее формирование.
Проанализировать методы и технологии преподавания социологии в высшей школе.
Выявить, каким образом преподавание социологии влияет на формирование личности молодого человека.
Объектом изучения в данной работе является формирование личности в процессе социализации. Предмет изучения – влияние преподавания социологии на формирование личности.
Основными первоисточниками для данной работы явились публикации журналов «Социологические исследования», «Социологический журнал», а также учебные пособия по социологии.
1. Понятие формирования личности в процессе социализации
1.1 Социологическое понятие личности
Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека, личности. С древних времен она занимает умы мыслителей и ученых. И хотя накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, эта проблема и сегодня остается одной из самых сложных, самых непознанных. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Люди являются элементами любых социальных систем. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации и культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, но и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Именно это — взаимодействие индивида и общества — рассматривает социология, а отношение «общество — личность» — это базовое социологическое отношение.
Теоретическая обоснованность и практика показывают, что на процесс формирования личности влияют как биологические, социальные, так и физические факторы.
Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--