Курсовая работа: Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Оглавление
Введение
1. Теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
1.2 Экспериментирование как средство познания окружающего мира
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
2.2 Комплекс занятий с использованием экспериментов с объектами неживой природы для детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Введение
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
"Центр развития ребенка детский сад №22 "Родничок" (ГП Пойковский ХМАО) осуществляет реализацию компетентностного подхода в условиях детского сада. В 2009-2010 учебном году мы работаем над развитием познавательной компетенции у детей. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, была выбрана тема исследования.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности детей как средство развития познавательной активности.
Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы
Задачи:
· Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;
· Дать характеристику экспериментирования как средства познания окружающего мира;
· Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой;
· Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов с объектами неживой природы.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка из 22 источников.
1. Теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина [21; 22], Н.Г.Морозова [10].
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--