Курсовая работа: Формирование представлений об антонимах у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Введение
Глава 1. Роль антонимов и в лексико-семантической системе
1.1Понятие о лексических антонимах
1.2 Понятие общего недоразвития речи III уровня
1.3 Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальнымречевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
1.4 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Глава 2. Исследование лексической стороны речи у детей дошкольноговозраста с общим недоразвитием речи III уровня
2.1 Цель, задачи и организация исследования. Характеристика детей, участвующих в исследовании
2.2 Результаты исследования констатирующего эксперимента
Глава 3. Формирование представлений об антонимах у дошкольниковс общим недоразвитием речи III уровня
3.1 Организация формирующего эксперимента
3.2 Результаты контрольного исследования и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение
лексика дошкольник антоним недоразвитие речь
Введение
Антонимы (от греч anti – против и onyma – имя), или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует появление целого ряда специальных лингвистических исследований по антонимиии словарей антонимов.
Потребность подобрать слова с противоположными значениями, найти образное противопоставление, "схватить" полярные проявления того или иного качества, признака, свойства часто возникают у людей самых разных специальностей, у всех, кто интересуется языком и тем более связан с ним своей профессией, то есть у филологов, преподавателей русского языка, переводчиков, писателей, журналистов.
Лексические единицы словарного состава языка оказываются тесно связанными не только на основании их ассоциативной связи по сходству или смежности как лексико-семантические варианты многозначного слова. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия однородных по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков.
Антонимия представляет собой одно из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков. Разнообразные смысловые отношения антонимов с иными категориями слов, и в первую очередь с синонимами, свидетельствуют об их тесной связи.
Актуальность исследования можно определить следующим: во-первых, наличием спорных вопросов в определении лингвистической сущности антонимии как средства выражения логической противоположности, различных подходов к классификации антонимичной лексики; во-вторых, недостаточным уровнем разработанности методик изучения слов с противоположными значениями в начальной школе, малой степенью использования приемов работы с антонимами на уроках.
Одной из основных задач обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) является развитие их речи. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. Контрастные образы, противопоставление противоположных героев типичны для текстов, включенных в содержание программы обучения и воспитания в старших группах ДОУ. К сожалению, работа, направленная на выделение контрастных образов, проводится на занятиях очень редко.
Цель исследования : исследование особенностей формирования представлений об антонимах с помощью произведений фольклорного жанра у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования : особенности формирования представлений об антонимах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать современную литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать систему методик для изучения понимания антонимов детьми с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по формированию представлений об антонимах у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--