Курсовая работа: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой иг

Введение

1 глава. Теоретические основы понятия

1.1Формирование и развитие ценностно-смысловой сферы личности

1.2 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

1.3 Возрастной подход к игре с учетом психологического портрета возраста

1.4 Значение игры для развития ребенка

2 глава. Описание деятельности воспитателя по развитию детей дошкольного возраста

2.1 Выявление уровня сформированности ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

2.2 Сценарии сюжетно-ролевых игр

Список литературы

Введение

Желая видеть своих детей образованными людьми, родители зачастую воспринимают детство лишь как короткий отрезок на пути ребенка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между полезными делами, которыми занимают малыша. А ведь для ребёнка играть – значит жить.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Д.Б. Эльконин в работе "Психология игры" пишет, что самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - "ракету", очутиться на Луне, при помощи палочки - "скальпеля" - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Но самое главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: "...в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Проблема: Связана с поиском и определением методов формирования ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры

Тема: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры на литературном материале

Объект исследования: формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников

Предмет исследования: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры

Цель исследования: Дать теоретическое обоснование формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры и доказать их эффективность на практике

Гипотеза: Формирование ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников повысится если:

- Создана развивающая среда

- Определено содержание развивающих игр с учетом возраста детей

Задачи:

1 На основе изучения научной литературы определить сущность и выявить особенности формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

2 Выявление особенностей формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

3 Определить начальный уровень формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

4 Разработать игровые упражнения по формированию ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 307
Бесплатно скачать Курсовая работа: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой иг