Курсовая работа: Государственный аппарат и власть монарха в Древнем Китае

Введение . 3

1. Формирование государства в Древнем Китае . 5

2. Власть монарха . 15

3. Общественный строй Древнего Китая . 19

Заключение . 22

Список использованной литературы .. 24

Введение

Китай – страна истории, страна непрерывной культурной традиции, в том числе и тради­ции историописания. Начиная с глубокой древности, профессионально умелые и старательные чиновники фиксировали на гадательных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках и шел­ковых свитках, а затем и на бумаге все то, что они видели и слышали, что происходило вокруг них и заслуживало упоминания. Это поддерживавшееся государством летописание всегда являлось значительной составной частью духовной жизни Китая. Первое и титаническое по характеру обобщение такой повседневной историо­графической работы принадлежит кисти великого китайского историка Сыма Цяня (выходца из семьи потомственных историо­графов) на рубеже II-I вв. до н.э. Созданная им книга «Шицзи» («Исторические записки», или «Записки историка») – это ог­ромное по объему и глубокое по мысли сочинение, которое ста­ло своего рода образцом, дидактической моделью для истори­ческих исследований в Китае. В последующие два тысячелетия труд Сыма Цяня послужил основой для создания так называемых династийных историй.

Обычно каждая новая династия после своего утверждения на престоле создавала комиссию профессиональных историков, в задачу которых входило написание истории предшествующей династии. Всего таких историй традиционно насчитывается 24. Они составлялись высококвалифицированными специалистами, стре­мившимися достаточно объективно изложить исторические со­бытия предшествующей династии и подвести к выво­дам, которые должны были подтвердить легитимность правящей династии. Естественно, что доказательство легитимности новой династии подчас требовало новой интерпретации и событий да­лекого прошлого. В этом случае члены этих комиссий (они все-таки были не просто историками, а чиновниками по ведомству истории[1] ) препарировали в нужном духе исторический материал. Однако это «переписывание» истории происходило при строгом соблюдении накопленной веками конфуцианской этики и ди­дактики, нравоучительной заданности: история всегда должна была подтверждать, что небесную санкцию на управление Кита­ем (Поднебесная империя) может получить только тот, кто об­ладает наивысшей благодатью-добродетелью дэ. Именно облада­ние дэ и его потеря лежали в основе закономерности движения династийных циютов. Поэтому история, трактуемая в конфуци­анском духе, косвенно доказывала, что люди (прежде всего пра­вители) сами определяют судьбу страны и тем самым творят историю. Небо в этом смысле было лишь регулирующей контролирующей инстанцией.

Многовековая работа историков всегда в Китае считалась очень важной и высоко ценилась. Канонические символы (в первую очередь конфуцианские) и исторические труды были главными предметами гуманитарного образования (а традиционный Китай другого образования и не знал), открывавшего дорогу к замеще­нию чиновничьих должностей, повышению социального статуса и росту политического престижа. История при этом воспринималась как школа жизни, своего рода собрание поучительных рас­сказов о деяниях правителей и исторических прецедентах. Апел­лирование к истории, к прецеденту, к примеру, у древних было одним из наиболее весомых аргументов в политических спорах имперского Китая.

Огромный интерес российской общественности к прошлому и настоящему нашего великого соседа, его культуре и экономи­ческим успехам, ко всем аспектам его жизни сегодня удовлетво­ряется работой ученых и публикацией значительного числа книг и статей самой разнообразной тематики. В настоящее время российское китаеве­дение – одна из наиболее плодотворно работающих отраслей российского востоковедения. Это в полной мере относится и к историкам-китаеведам, за последние годы опубликовавшим книги и статьи почти по всем периодам долгой и непрерывной китайс­кой истории. Однако явно не хватает работ обобщающего харак­тера, которые могли бы претендовать на изложение всей исто­рии нашего соседа Китая.

В работе были использованы научные труды Л.С.Васильева, С.М.Георгиевского, В.Г.Графского, О.А.Жидкова, В.И.Кычанова, Л.С.Переломова.

1. Формирование государства в Древнем Китае

Хронологические рамки социальной (цивилизационной) исто­рии Древнего Китая включают два крупных периода – циньскую и китайскую цивилизации. Циньская (она же древнекитайская, дальневосточная) цивилизация условно датируется 2000 г. до н.э. – 400 г. н.э. Политическая история древней цивилизации завершается созданием огромной Ханьской империи, частично разрушенной нашествием гуннов.

В эпоху становления первых династий – шань-инъской, чжо-уской, циньской и ханъской – объединяемый и сплачиваемый в единое государство с помощью военных захватов, сгона жителей плодородных речных долин в горы и устройства военных поселе­ний. Китай, по аттестации древнего историка, «постепенно поедал чужую территорию, как шелковый червь ест листья»[2] . В этот же период возникает представление о создаваемом государстве как центре Вселенной. В правление чжоуской династии оно именует­ся чжунго (срединное государство), а сами обитатели государства именуют себя «людьми срединного государства»[3] (чжунго-жень ). Затем это самоназвание сменилось на хани, или «люди ханьские»[4] (хань-женъ), – по имени династии, правившей во II в. до н.э. – III в. н.э.

Именно теперь, в конце длительной эпохи Чжоу, на заклю­чительном этапе периода Чжаньго в Поднебесной начали вырисовываться контуры единой империи. Эту страну нельзя назвать скороспелой – напротив, если следить за историей развития данного государства, то мы увидим, что оно развивалось очень медленно, каждая черта государственности имеет свою историю возникновения. Речь идет в первую очередь о том, что государство соткано из бюрократической администрации в рамках все увеличивающейся за счет завоеваний империи, опирающийся на прин­ципы власти-собственности.

Таким образом, легендарный период «пяти справедливых» мифологических императоров сменился правлением воинственного племени ся, которое занимало главенствующее положение до 1766 г. до н.э. и было оттеснено племенем шан, сумевшим создать устойчивое государственное объединение и оставить свое имя в истории, дав название первому раннему рабовладельческому государству на тер­ритории Китая[5] .

К XIV в. до н.э. союз племен инь завершил завоевание об­ширных территорий Северного Китая и поглотил, но не разрушил государство Шан, земледельцы которого уже обладали достаточ­ном культурой, чтобы с помощью построенной ими единой систе­мы ирригационных сооружений – дамб, плотин, водоотводных каналов успешно бороться со стихийными бедствиями, то и дело обрушивающимися на низовья рек Хуанхэ и Янцзы – районы с плодородной почвой, но подверженные всем негатив­ным последствиями принадлежности к зоне муссонов.[6]

Произошло слияние двух племен с сохранением всей ранее сложившейся в государстве Шан социальной структуры, что по­зволяет говорить не о смене одного государственного образова­ния другим, а лишь об изменении названия. Согласно китайской историографической традиции, его именуют Шан-Инь. Столица первого китайского государства, город Шан, находилась в районе современного города Аньяна, в среднем течении реки Хуанхэ.

На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй, осели земледельче­ские племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь. Историки датируют рождение и исчезновение государства Чжоу 1122-221 г.г. до н.э.[7]

Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу на­чинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддерж­кой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин – лошадьми и земельными наделами.

Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»[8] ), определяющий их подчиненное положение от династии Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, выращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основ­ном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материаль­ной культуры неумолимо приходило в противоречие с реально­стями политической соподчиненности.

Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен и в 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе раз­били шан-иньское войско и государство Шан-Инь.

Историю государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VIII-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.)[9]

Победа племен Чжоу под предводительством У Вана над государством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае но­вой династии – Западное Чжоу, Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань).

Государственный строй в эпоху раннего Шан-Инь представ­лял собой военную демократию. Органами власти были народное собрание вооруженных воинов, совет старейшин и вождь.

Местное управление в эпоху Шан-Инь не представляло собой иерархически соподчиненную структуру. Имелось большое количество владений со своими вождями-правителями (чжухоу )[10] , кото­рые подразделялись на 8 рангов. В Древнем Китае сложилась спе­цифическая система управления по зонам. В центральной зоне (столица и определенная область вокруг нее) господствовал ван и его администрация. В средней зоне (в нее входили области, при­мыкавшие к центральной зоне) управление осуществлялось род­ственниками вана (как мужчинами, так и женщинами) или мест­ными титулованными правителями. В периферийных зонах власть принадлежала вождям племен, признававших власть центра.

Чжухоу (местные вожди, правители), признав власть центра, обязывались исполнять приказы вана, регулярно прибывать ко двору и присылать дань. Они могли рассчитывать на военную помощь вана в случае вторжения врага на их территорию.

Военная организация периода Шань-Инь была представлена разнообразными воинскими контингентами. Верховным главнокомандующим являлся ван. Чжухоу поставляли отряды численностью от 3000 до 10000 человек. Непосредственное руководство ополчением могло быть возложено на избранного военачальника. Войска структурно делились на пехоту, всадников, боевые колес­ницы. Воины были вооружены мечами, копьями, луками и стре­лами.

Государственный строй в государстве Чжоу не сильно отличался от предыдущего. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы («сын неба»)[11] . Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Центральное управление было более сложным, нежели в шан-иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница сре­ди высших чиновников, на ее вершине находился главный упра­витель (сян ) – глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 196
Бесплатно скачать Курсовая работа: Государственный аппарат и власть монарха в Древнем Китае