Курсовая работа: Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3-4

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДПРИЯТИЯ………………………………………………………..……..5-19

1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций………5

1.2. Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия…...8

1.3. Формы реализации инновационной политики предприятия…………….14

1.4. Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции……………………………..17

2. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»………………………………………………………………………20-36

2.1. Общие сведения о предприятии…………………………………………...20

2.2. Инновационный план ПО «Минский тракторный завод»………………..21

2.3. Инновационная составляющая производственной программы предприятия……………………………………………………………………...26

2.4. Маркетинговые инновации…………………………………………………29

2.5. Персонал предприятия как основа успешной инновационной деятельности……………………………………………………………………..35

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПО «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»…………………………………….37-45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………46-47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………48-49


ВВЕДЕНИЕ

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

В основе этих движений – научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Это является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на белорусских предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

Объектом данной работы является инновационная политика предприятия, предметом – влияние инновационной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.

Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели автор работы предусматривает решение следующих задач:

1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;

2) исследование механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции;

3) изучение целей и способов проведения инновационной политики производственного объединения «Минский тракторный завод»;

4) определение путей повышения эффективности инновационной политики и конкурентоспособности продукции производственного объединения «Минский тракторный завод».

При написании теоретической части работы использовались труды белорусских и российских учёных-экономистов. Данные статистического характера базируются на основе материалов научно-практических конференций, а также белорусских периодических изданий.


1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДПРИЯТИЯ

1.1. Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций.

В основе происходящих в настоящее время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

Инновационный процесс – понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура – система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

Инновационный процесс открывает большие возможности для национальной экономики в целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Предприятие – базовое звено экономики. Процесс внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 204
Бесплатно скачать Курсовая работа: Инновационная политика предприятия и её влияние на конкурентоспособность продукции