Курсовая работа: Исламский экстремизм: роль в мировой политике

ИСЛАМСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ: РОЛЬ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Дипломная работа

Ижевск

2001


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

ГЛАВА 1. Причины подъема исламского экстремизма на современном этапе

1.1 Социально-экономические факторы

1.2 Особенности ислама как религии

1.3 Цивилизационный конфликт

1.4 Внутриполитические факторы

1.5 Проблемы международных противоречий

ПРИМЕЧАНИЕ

ГЛАВА 2. Идеология исламского экстремизма

2.1 Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма и экстремизма

2.2 Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка исламскими фундаменталистами

2.3 Концепции политической борьбы за построение исламистского общества

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава 3. Организации и практика исламских экстремистов

ПРИМЕЧАНИЯ

ГЛАВА 4. Исламский экстремизм в макроисторической перспективе

4.1 Последствия исламского экстремизма для социального развития государств мусульманского мира

4.2 Функциональная роль и перспективы исламского экстремизма в рамках современной капиталистической мир-системы (КМС)

ПРИМЕЧАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Проблема исламского экстремизма далеко не нова. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий деятельность ряда религиозно- политических организаций является одним из дестабилизирующих факторов в ряде регионов. Террористические акции исламистских экстремистов давно перестали быть реальностью отдельного государства или региона. Религиозный, прежде всего исламский экстремизм к концу ХХ в утратил свой локальный характер и превратился в явление транснациональное. Особую озабоченность вызывает его распространение "вширь": в последние годы эта проблема неожиданно остро встала в ряде регионов СНГ (прежде всего в Центральноазиатском), и в России (Чечня). Все это делает рассмотрение данной темы особенно актуальным.

Стоит отметить, что в отечественной историографии отсутствует единое понятие таких терминов как исламизм, исламский фундаментализм, исламский экстремизм. В связи с этим возникает необходимость более четко определить значение данных понятий, определить их соотношение друг с другом. В настоящей работе мы исходим из следующей терминологии.

Салафиты (салафийа) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, т.е. это религиозное течение, ратующее за восстановление чистоты ислама.

Исламский фундаментализм - идеологии и политические движения, выступавшие под лозунгами салафийи (восстановления чистоты ислама). Главная декларируемая цель - захват власти и преобразование общества в строгом соответствии с принципами "чистого" ислама. Исламский фундаментализм можно разделить на два направления - умеренный и радикальный фундаментализм - по некоторых теоретическим установкам (прежде всего принцип такфир у радикалов) и в зависимости от акцента на мирные или насильственные методы борьбы. При этом, отличительная черта современного исламского фундаментализма (фундаментализма ХХ века) состоит в том, что он отвечает на вызовы все более усиливающейся глобализации мира и мощной экономической, политической и духовной экспансии капиталистического Запада.

Исламизм - стадия в развитии фундаментализма, которая началась в 70-е гг. Отличается следующими параметрами: 1) выступая за укрепление ислама на официальном, государственном уровне, как правило, имеет относительно хорошо разработанную идеологическую доктрину и политическую программу; 2) его ядром являются хорошо организованные структуры (неправительственные религиозно-политические организации, партии); 3) он показал себя силой не только страновой и региональной, но и мировой (исламская революция в Иране, движение моджахедов в Афганистане)[1]

Исламский экстремизм - радикальное направление исламского фундаментализма, исповедующее насильственные формы политической борьбы.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 265
Бесплатно скачать Курсовая работа: Исламский экстремизм: роль в мировой политике