Курсовая работа: Исследование детской одаренности по Лосеву

Введение

1. Детская одаренность

2. Диагностический тест

Заключение


Введение

Понимание термина «одаренный» применяется к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи и учении. Одаренными считаются дети, которые имеют высокие показатели по тестам интеллекта.

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.

Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.

1. Детская одаренность

Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной сферы опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой дома, строит свои модели, но к школьной, либо социально-организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Проблема детерминации одаренности детей является одной из самых дискуссионных в области исследования способностей и одаренности вот уже более ста лет. Еще с конца прошлого столетия ученые, разрабатывая различные методы идентификации одаренных детей, стремились обозначить факторы, оказывающие решающее влияние в возникновении одаренности.

Условно эти факторы можно разделить на две группы: (генотипические наследственно приобретаемые) и средовые (социальные). В отдельные периоды изучения этого вопроса превалировало выделение то одной, то другой группы факторов, но все же большинство исследователей одаренности склоняются к одновременному признанию значительной роли обеих групп факторов, отмечая при этом различную направленность и разные сферы их влияния на одаренность. В психологической науке считается общепризнанным, что начало изучения одаренности детей и создания методов ее выявления положено Ф. Гальтоном. Именно он является основателем подхода к изучению одаренности как к личностной особенности, имеющей природную обусловленность. От Ф. Гальтона берут свое начало и исследования одаренности, выполненные в русле измерительного подхода. Именно им была поставлена проблема создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности.

Анализ исследовательских теорий и концепций по вопросу о значимости генетического фактора в формировании и развитии одаренности позволяет сделать вывод о том, что роль генотипа в детерминации одаренности ребенка достаточно высока.

Особенно широко эта точка зрения получила свое распространение в первой половине ХХ века в трудах таких исследователей, как Ф. Гальтон, Дж. Селли, Ч. Спирмен, В.Штерн, Э.Мейман, У.Р. Чарлсворз, А.Гезел и др.[1]

На счет влияния генотипических факторов данные исследователи относили:

1) “умственный уровень” (Э. Клапаред), который связан, прежде всего, не со знаниями, приобретенными ребенком в школе или в процессе взаимодействия с окружающей его средой, а с природными предпосылками и, следовательно, при диагностике требуется оценивать не знания, а развитие ребенка;

2) “интеллектуальный уровень” (Бине, Симон). Интеллект рассматривался А.Бине как врожденное качество детской психики и развитие ребенка с возрастом не оказывает влияния на его интеллектуальный уровень.

3) “интеллектуальную энергию”, несводимую к материальной деятельности человеческого мозга и лимитирующую развитие одаренности

4) “задатки”, от которых зависит, какое влияние окажут на индивида те или иные внешние условия (В. Штерн). В. Штерн считал одаренность общечеловеческим предрасположением, которое возникло в результате “конвергенции внутренних и внешних условий”.

5) “интеллект”: роль врожденного и приобретенного в интеллекте (А.Р.Дженсен), адаптивные функции интеллекта (У.Р. Чарлсворз), интеллект биологический, индивидуальные различия интеллекта (Г.Ю. Айзенк), изучение биохимических факторов, оказывающих существенное влияние на развитие интеллектуальной одаренности детей (Т. Глассер, Дж. Эртл, Е. Шафер) и т.д.;

6) “интеллектуальную деятельность” – исследования подтверждают гипотезу о преимущественной генетической детерминации различий в уровне развития общего интеллекта и о меньшем влиянии генотипа на различия в специальных познавательных способностях (Г.Айзенк, В.Вайс, Д.Ройс, В. Шафер) и т.д..

ОДАРЕННОСТЬ

1) общая одаренность - общая психогенетическая (наследственная) предпосылка развития разнообразных частных (ПАРЦИАЛЬНЫХ) и общих СПОСОБНОСТЕЙ,

2) частная одаренность - психогенетическая предпосылка для развития определенной частной и СПЕЦИАЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ.

В то же время, необходимо четко обозначить те сферы, на которые генетический фактор, прежде всего, оказывает влияние. Исследования, проводимые особенно интенсивно во второй половине ХХ века при помощи метода анализа абстрактной дисперсии, позволяют определить, что значительная роль генотипа прослеживается в формировании вербального интеллекта, при этом нужно также учитывать возрастную динамику влияния генетических и средовых факторов на вербальный и невербальный интеллект. Бесспорным признается большинством авторов значительное влияние генотипа на формирование общих интеллектуальных функций.

Интересным является подход Р. Пломина, который предлагает рассмотрение психических особенностей человека с позиций двух аспектов: “универсального” и “индивидуального”. К числу первых относятся исследования влияния депривации социальных контактов на интеллектуальное развитие детей. Однако в том случае, если индивиды обеспечены условиями для нормального развития, то их индивидуальные различия не могут быть объяснены с помощью “общих” закономерностей социального взаимодействия.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 320
Бесплатно скачать Курсовая работа: Исследование детской одаренности по Лосеву