Курсовая работа: Исследование уровня зависимости авторитарности личности командира на эффективность управления подразделением
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА
1.1 Особенности военно-профессиональной деятельности
1.2 Особенности профессиональной деятельности командира
2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТ АВТОРИТАРНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
2.1 Авторитет в воинском коллективе
2.2 Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих
2.3 Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Глубокие изменения в идеологии нового российского общества привели к изменениям в ценностно-смысловой сфере личного состава Армии и Флота. На смену ценностям советского патриотизма и пролетарского интернационализма, преданности КПСС и всему советскому народу, классовой ненависти к врагам Родины приходят ценности гуманизма и либерализма. Такие глубокие социальные изменения привели к изменениям в содержании социально-психологических явлений в войсковых частях и воинских подразделениях. Появились новые критерии эффективности личности и деятельности командира, изменилось мотивационно-ценностное ядро выбора передовых военнослужащих, наполнилось новым содержанием внутригрупповое единство подразделений, изменились показатели успешности воинской службы, претерпели изменения боевые установки, сложились новые значения и смыслы военной службы. Научная разработка проблем авторитарности командиров, и ее влияние на эффективность работы подразделений очень важна в теоретическом и практическом отношении. Разработка ее должна способствовать успешному выполнению задач, поставленных Верховным Главнокомандующим и Правительством РФ по повышению эффективности и качества всех сторон деятельности Вооруженных Сил РФ, по укреплению обороноспособности страны и защите Отечества.
Степень разработанности а особую важность проблемы авторитарности командного состава указывали видные государственные и военные деятели Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и другие. Изучение феномена авторитета проводились не только с точки зрения социальной психологии, но и психологии управления, психологии личности. На современном этапе развития военной психологии проблемой авторитета в различных сферах деятельности занимались военные педагоги и психологи В.К. Луценко, Н.Е. Бойков, Н. Кайзеров, Л. Павлов, А. Першин, В. Бдовюк, С. Ильин. В.В. Стрежнев (1965), А.И. Китов (1974), Э.П. Утлик (1975;1996), Е.С. Алехнович (1978), О.В. Томашко (1978).
Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость обусловили выбор темы, цель и основные задачи исследования.
Цель данной работы разработать научно обоснованные рекомендации командованию и отделам воспитательной работы по целенаправленному и эффективному формированию авторитарности командиров подразделений, выполняющих разнотипные служебные задачи и комплектующихся на основе положений современной Военной Доктрины.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
1. Выявить основные психологические компоненты, составляющие структуру авторитета командира подразделения. 2. Определить ведущие личностные качества, обеспечивающие формирование авторитета командиров подразделений и разработать программу их развития. 3. Установить зависимость авторитета от способа комплектования подразделения, ведущего вида воинской деятельности, современных социально-психологических условий личного состава. 4. Сформулировать социально-психологическую модель авторитета командира подразделения и на её основе предложить рекомендации старшим начальникам по управлению процессом его формирования.
Теоретико–методологическая основа. Применялись следующие методы: теоретико-методологический; анализ литературных источников; эмпирические методы: эксперимент; наблюдение; изучение и анализ независимых характеристик; контент-анализ.
Эмпирической базой исследования послужили официальные данные органов Федеральной службы государственной статистики России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность данной темы, определяется цель и основные задачи исследования. В первой главе «общее понятие личности командира» приводятся основные аспекты анализа управления подразделением, выявляются основные проблемы, поставленные перед исследованием. Во второй главе «зависимость эффективности управления от авторитарности руководителя подразделения» говорится о непосредственном влиянии данного типа управления на эффективность работы подчиненных.
В заключение делаются краткие выводы о взаимодействии дифференциации доходов и инфляции в условиях рыночной экономики.
Список использованных источников содержит 9 наименований.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА
1.1 Особенности военно-профессиональной деятельности
Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как единица общества, поэтому в ней находят отображение все социально – экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а так же закономерности международной обстановки. Конец 20го начало 21 характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связанны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в 21 веке существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость.
Военно-профессиональная деятельность – это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два основных вида: деятельность в боевых условиях ( боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности подробнее:
Боевая деятельность — это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию[1] . Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.
На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.
Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.[2]
Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия как для конкретного человека, так и для его социального окружения.[3] Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--